анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Отец Глеб одинаково уверенно чувствует себя и в рясе, и в зенитовской форме

Фёдор Дубшан, газета "Вечерний Петербург"

В настоящее время отец Глеб служит в Софийском соборе Царского Села и тренирует детскую футбольную команду
В настоящее время отец Глеб служит в Софийском соборе Царского Села и тренирует детскую футбольную команду
Как говорится, места знать надо. Если хочешь встретить интересных людей и послушать их рассказ о себе — можно сделать это, например, в таком экзотическом месте, как подземная крипта при католическом соборе святой Екатерины, что на Невском проспекте.

Вот разве что одеваться надо потеплей — в крипте всегда холодновато. А так — приглушенный свет и красивые каменные своды, видимо, располагают к хорошему общению.

Вполне удачно состоялось уже несколько встреч: идет цикл «Церковь и культура». В этот раз цикл было решено временно переименовать в «Церковь и физкультура». Потому что гостем стал молодой православный священник отец Глеб Грозовский, известный как капеллан главной петербургской футбольной команды «Зенит». Отец Глеб — еще и координатор молодежных программ Царскосельского благочиния РПЦ; он занимается профилактикой наркомании и ВИЧ, пишет книги.

Небольшая справка: еще до того, как стать батюшкой, Глеб Грозовский учился в детско-юношеской футбольной школе «Зенит», играл за петербургское «Динамо». На международных турнирах его признавали лучшим футболистом. А после получения диплома футбольного тренера в Институте им. Лесгафта он отправился на приемные экзамены в Православную духовную семинарию. Нельзя сказать, что это полная смена жизненного вектора: все-таки отец Глеб — потомственный священник. Его отец, некогда известный артист Театра им. Комиссаржевской и режиссер Ленинградского телевидения Виктор Грозовский, был уважаемым петербургским протоиереем.

Так вы — священник?

— Отец Глеб, все-таки нормально ли это — совмещать спорт, игры, азарт — и христианское вероучение?

— Я вам могу сказать, что настоятель Князь-Владимирского собора недавно обратился ко мне с просьбой: с помощью команды «Зенит» построить на территории собора небольшой футбольный стадион. В РПЦ таких случаев просто нет. А вот в Италии я видел при католическом храме площадку — прямо в ограде храма, — где играли ребята. И мне это очень понравилось. Захотелось, чтоб и у нас такое было.

Вообще до 2000 года у нашей церкви не было никакой четкой позиции, а вот в 2000-м вышел сборник документов «Основы социальной концепции РПЦ», где выражено и наше отношение к спорту. Если передавать смысл — церковь одобряет спорт и физическую культуру.

Но в то же время церковь против излишней коммерциализации, против допинга и против нанесения тяжких увечий в спорте. И без фанатизма! Вы помните, может быть: в словаре Даля «фанатизм» обозначен как «грубое, упорное суеверие». Так что к вере он не имеет отношения. Я, будучи капелланом «Зенита», не сторонник того, чтоб «Зенит» обязательно победил, любой ценой. Для меня тут самое главное — миссия миролюбия. Мне гораздо важней, чтоб не было крови, разбитых лиц и горя из-за того, что болельщики перепили пива.

— Хорошо, а какие тогда нужны отношения в спорте и вокруг него, чтоб уменьшить степень агрессии?

— Но тут не надо запрещать, заставлять делать так-то или так-то. У христианина есть обязанности, но исполняет-то он их по любви, а не по принуждению.

Хотя если появляется зло — оно увеличивается в геометрической прогрессии. И нужно его останавливать с помощью средств массовой информации — вот в Интернете на многих сайтах появилось обращение, где священнослужители призывают к миру фанатов «Зенита». Конечно, ведется работа с фанатами, правда не так быстро, как хотелось бы. Но если я общаюсь с представителем клуба болельщиков — я же не могу его поставить перед собой, поучать и пальчиком грозить! Это глупо. Я должен с ним чайку попить, найти личный контакт. Может быть, и в футбол с ним поиграть. Надо, чтоб появилось доверие.

Нужны и беседы в школах о терпимости, и просто совместные занятия. Я ведь не оставил спорт. Продолжаю давать детям уроки, проводить тренировки. Вот недавно у меня были такие мастер-классы. И пришел я, естественно, не в рясе, а в зенитовской форме. Показал детям что-то, что осталось в памяти. А потом для фотографии надел рясу и снова вышел к детям в зал. Вы не представляете реакцию детей! Я на всю жизнь запомню это восхищенно-восторженное удивление: «А вы священник?» — «А вы не знали?» — говорю.

И они теперь, конечно, ждут следующей встречи. С ними можно будет говорить о толерантности и терпимости.

Служу я сейчас в Софийском соборе Царского Села и тренирую детскую футбольную команду «деревни SOS». Там живут дети, оставшиеся без опеки родителей. Деревня находится в Пушкине. В России подобных поселков — всего 4, а во всем мире — 450. Помогают в основном западные спонсоры, наше государство ни копейки не дает. Там главным образом работают женщины — я один из немногих мужчин. И каждую субботу после вечернего богослужения я тренирую этих детей. Это и физическое развитие, а с другой стороны — умение быть сдержанным. Если я слышу, что один ребенок другого обзывает, я его освобождаю от игры. И в следующий раз он, конечно, подумает, надо ли обзываться. Меня очень радует, что за эти три года моей работы произошли не только спортивные успехи — но и нравственные. Самое ведь главное — чтобы эти дети научились дружить по-настоящему. И девчонки оттуда, которые видели, как играют мальчишки, тоже создали свою команду. Играют совершенно без боязни и ездят на свои турниры уже.

Молодец, батя!

— Вы — в хорошей спортивной форме, это ясно. А православные священники, которые бывают, извините, с брюшком, — они-то готовы поиграть в футбол?

— Я видел по телевизору — бегали батюшки по полю, играли с представителями органов МВД. Но это в другой епархии. Когда я был на приеме у епископа Амвросия, ректора Санкт-Петербургской духовной школы, — убедился, что за собой он следит. Мы говорили как раз о том, что нужен был бы спортивный сектор при семинарии. Но мы не можем получить здание, в котором могли бы проходить занятия.

— А кроме вас есть ли капелланы у других спортивных команд?

— Отец Сергий Чуркин, в прошлом священник Софийского собора, теперь служит в Колпине — окормляет нашу баскетбольную команду «Спартак». В Германии мы встречались с одним священником. И в других клубах тоже, кажется, есть, но это не очень афишируется. В Италии это, конечно, очень популярно.

— «Зенит» — команда многонациональная и, наверное, многоконфессиональная. Как у вас складываются отношения с верующими игроками из других конфессий?

— Кое-кто пытается раздуть из этого конфликт. По-моему, это такая глупость! Я лично находил для турка Фатиха Текке мусульманского имама. Для аргентинца форварда Алехандро Домингеса — католического священника. С бельгийцем Николасом Ломбертсом у меня был разговор на христианскую тему. А с Ким Дон Чжином, протестантом, мы вместе выступали на молодежном рок-фестивале, агитируя против наркотиков. Когда пытаются поссорить и устроить конфликт на пустом месте — это чушь. Потому что любая нормальная религия призывает к любви.

— Как раз к вопросу о профилактике наркомании. Как вы выступили тогда на этом фестивале?

— Ну, вы представляете себе это состояние? Выходишь в рясе, а там пятнадцать тысяч зрителей, тридцать тысяч глаз. И вдруг — поп! «А ты вообще откуда взялся?» — подумали все, наверное. Но по мере разговора, призыва к тому, чтоб выбрали жизнь и радость общения, адекватных отношений — вдруг увидел понимание и «уважуху». Мол, «молодец, батя. Чего-то там правильное сказал. Давай следующего!».

Вечерний Петербург
Четыре свечи адвента. Первое воскресенье адвента – свеча пророчества

Адвент

Молитва и труд на удаленке

Снимите "корону"

Достоевский и мы

Фальшивый сертификат: что доводит до греха

О прощении и примирении

Мир, где мы не умрем никогда

Доброхотно дающего любит Бог

Строить на камне

Этика подражания Богу

Непростительный грех

Сделай жизнь доступнее

Уникальность Земли

Труд любви

Может ли смиренный человек считать себя талантливым?

Почему мы не пересматриваем заповеди?

Запретная тема

О праведном гневе

Дар верности
  Следующие 20 >>