Моя знакомая жалуется: говорит, что в последнее время не может спокойно гулять со своим ребенком по улице. Отовсюду - с билбордов, стен зданий и витрин - атакует откровенно непристойная реклама.
Молодая мама, которая теперь регулярно вынуждена отвечать на "интересные" вопросы подрастающего сына, теперь даже коллекционирует примеры неэтичной, а подчас откровенно развратной рекламы.
"У меня складывается впечатление, что все рекламщики дружно сговорились, решив идти по одному и тому же пути. Их основной инструмент - привлечь внимание всем тем, что принято относить к категории "ниже пояса", - сетует знакомая.
На самом деле мама, измученная расспросами ребенка, ничуть не преувеличивает. Думается, что такая ситуация складывается практически в каждом российском городе. Уличные билборды с изображением женской груди и слоганом "Реклама в самых неожиданных местах" уже мало кого смущает - так смело и безапелляционно продвигает свои услуги одно рекламное агентство.
Экспертное мнение
Знакомый рекламщик мне совершенно серьезно объяснял - дескать, части женского тела выглядят очень притягательно. "Клиент на это клюет", - уверял он меня.
На мой аргумент о том, что людям по природе своей нравится, например, смотреть на похороны и горе чужих людей, но это еще не означает, что надо доходить до крайности, он тотчас же парировал: "Миш, ты попал точно в цель. К нам буквально на днях обратился солидный клиент - бюро ритуальных услуг. Рекламу для них придумали классную. Пришлось только убрать фразу про то, что пенсионерам полагаются большие скидки. Заказчику понравилось".
И добавил уже несколько смущенно: "А вообще народ это хавает".
Мой хороший знакомый Константин Долинин, возглавляющий в Ульяновске общественную организацию "Родительское собрание", говорит, что устал бороться: "Над умной рекламой никто голову не ломает. Все идут напролом. Например, однажды пришлось бороться с заводом, который выпустил пиво "Два веселых гуся". Вы представляете, что у детей герои песенки будут ассоциироваться с алкоголем! С тем же успехом сигареты может рекламировать Винни-Пух или Пятачок".
Жутковатая ситуация
Если совсем без шуток, то ситуация с рекламой выглядит, мягко говоря, жутковато. От непристойностей, с помощью которых нам "впаривают" услугу или товар, действительно трудно скрыться.
Помнится, как однажды мне довелось писать об учившейся в России студентке из одного африканского государств. Девушка оскорбилась, когда на улице города увидела билборд, рекламирующий автосервис - на нем темнокожий мужчина усердно полировал машину. Слоган сразил студентку наповал - "Пашем как негры". Возмущенная девушка бросилась в Федеральную антимонопольную службу.
А заказчик рекламного щита недоуменно объяснял: "Не пойму, что девчонку так задело. Все же знают, что негры работают добросовестно и много. Ничего плохого не имели в виду".
А может, мой знакомый рекламщик и прав - "народ это хавает"?
BBC