анонсы статьи
новости
25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов

17.7.2024
"Семья в фокусе"

13.7.2024
Евангельские группы присоединяются к осуждению экспертом ООН проституции как системы насилия и эксплуатации после ужасающего доклада

1.7.2024
Хоули призывает «снять транс-флаг» с федеральных зданий, заставить христианских руководителей поставить «Америку на первое место»

24.6.2024
Раскрыты подробности нападения на православный храм в Дербенте

19.6.2024
Стали известны темы, обсуждавшиеся на встрече папы Франциска с президентом Байденом

13.6.2024
В Санкт-Петербурге проходит Всероссийская конференция служителей Российского союза евангельских христиан баптистов

10.6.2024
Прощание с Р.Л. Носач

8.6.2024
Саммит Глав Протестантских Церквей России

6.6.2024
Эффективность и справедливость: христианский взгляд на социально-экономическое развитие
Сказка про «Царя»

Игорь Попов, Москва

Митрополит Филипп в исполнении Янковского - явная режиссёрская и актёрская удача
Митрополит Филипп в исполнении Янковского - явная режиссёрская и актёрская удача
Начитавшись и наслушавшись восторженных отзывов о фильме Павла Лунгина «Царь», и я сподобился посмотреть новую работу любимого мною режиссера.

Сразу оговорюсь, что я не кинокритик. Эти мои заметки о фильме - не какая-то стандартная рецензия с разбором киноязыка, режиссерских находок и т.д. Скорее, это мысли обыкновенного зрителя, неравнодушного к отечественному кинематографу.

Мы зачастую полны ожиданий. Может, поэтому нам свойственно впоследствии так разочаровываться.

С фильмом «Царь» у меня всё было наоборот. Собираясь на просмотр, я не питал особых иллюзий. Более того, я шел в кино с определенными опасениями. Исторический кинематограф всегда вызывал у меня, как минимум, настороженное отношение. И это несмотря на то, что я очень люблю такое кино. Скорее, фильмы на историческую тематику всегда воспринимались мною как некая фантазия на заданную тему.

Два человека - две духовности

Не стал исключением и фильм «Царь» по роману известного писателя А. Иванова. Кроме имен, фамилий и некоторых фактов к исторической действительности фильм имеет очень отдаленное отношение. Скорее, это размышление на тему, что такое духовность. В образах Ивана Грозного и митрополита Филиппа раскрываются духовность болезненная и духовность здравая.

Все люди, окружающие царя, персонажи почти апокалиптичные. Взять хотя бы фанатика Скуратова или Басмановых. Да и бесноватый шут Вассиан, в исполнении Охлобыстина, воспринимается как явление жуткого потустороннего мира.

Тут я сразу же подумал, что Охлобыстин правильное решение принял уйти из священников, не вяжется у меня как-то подобные роли с образом окормляющего паству священника. Честнее выбрать одно из двух поприщ.

Подвиг верующего

Митрополит Филипп сыгран Янковским великолепно. Многие критики говорят о слишком скупой игре. Мол, не хватало харизматичности. Но в данном случае именно так и нужно было играть святого, чтобы показать антагонизм двух личностей.

По-моему, вся линия, связанная с Филиппом, явная удача режиссера и сценариста. Яркий христианский подвиг обычного верующего, на которого взвалилась тяжкая ноша архипасторства, в фильме словно луч света среди смрада и тьмы.

Светлый образ, созданный Янковским, наполнил фильм своим особенным содержанием.

Это вам не Тарковский!

Однако для меня фильм «Царь» - это не тот шедевр, который бы я стал хранить в своей личной видеотеке. Я не стану его пересматривать или советовать смотреть другим. Это мой личный взгляд. Уж больно в этом фильме много жестокости, крови, беспросветности.

Я согласен, этой самой жестокости хватало и в исторической действительности. В фильме, например, не показан знаменитый поход Ивана Грозного на Великий Новгород, когда он в буквальном смысле слова шел по трупам новгородцев, которыми были усеяны улицы вольного града. Да и казни, и жуткие «потехи» царя не выдумка.

Мне вспоминается гениальный фильм Андрея Тарковского «Страсти по Андрею». По самой атмосфере эти два фильма очень близки. И шедевр Андрея Арсеньевича наполнен жестокими сценами, далекими от ратного романтизма западного кинематографа. Русские убивают русских, беднота, грязь, отчаяние. Но среди этого - подвиг двух русских художников. Они как романтики, взмывающие на воздушном шаре над ужасающей действительностью.

Самое главное, что после «Андрея Рублева» хочется жить. Последний монолог Рублева - гимн творчеству и любви. Соглавно режисёру они единственно верный ответ злу и жестокости. «Нужно творить, нужно дарить людям любовь, нужно продолжать жить!»

К сожалению, подобного нельзя сказать о фильме «Царь». Безнадега, ужас, и пустота. Тут поневоле задумаешься о роли и цели искусства. Но это уже тема для другой статьи.


Автор статьи Игорь Попов - главный редактор журнала "Христианское слово". Его популярный блог на темы социальных и общекультурных явлений доступен по адресу: http://www.liveinternet.ru/users/obozrenie.
Три подтверждения пустой гробницы

Стоит ли откладывать покаяние?

В Евангелии нет статистики

Искупление придумал Павел?

Новый Завет и буддизм, а есть ли сходство?

Утешитель предателей

Зло — не снаружи

О пользе моногамии

Служители и остальные

Библия — снаружи я или внутри?

Внутренняя радость

(Не)справедливость искупления

Бог - не следящая камера

Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб
  Следующие 20 >>