анонсы статьи
новости
31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»

14.8.2024
Издана брошюра, в которой изложена позиция Ватикана по вопросам эвтаназии и суицида

25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов
Слухи о смерти религии в Германии преувеличены

Уве Симон-Нетто (Uwe Siemon-Netto)

В США бытует расхожее мнение, что Западная Европа превратилась в безнадёжно языческий континент. Действительно современные немцы, скандинавы, голландцы, британцы и французы посещают богослужения гораздо реже чем американцы. Но согласно другим индикаторам ситуация с церковной жизнью в Старом Свете не столь печальна, как может показаться на первый взгляд. Более того, в последнее время в Европе появляется всё больше признаков нарождающегося религиозного обновления и возвращения к христианским ценностям.

Отреставрированная церковь Frauenkirche в Дрездене была освящена 30 октября 2005 года, в то воскресенье, когда западный христианский мир праздновал День Реформации. С тех пор, как церковь впервые распахнула двери перед посетителями, нечто удивительное творится в этом самом большом протестантском соборе на немецкой земле. Уже более миллиона человек посетили величественный храм, выполненный в стиле барокко. Большинство посетителей – немцы из бывшей восточной Германии, которая была практически дехристианизирована за 56 лет сменяющихся атеистических диктатур – сначала гитлеровской, а потом марксистской. Однако было бы ошибочно полагать, что немецкие туристы приехали сюда только полюбоваться архитектурным ансамблем и внутренним убранством храма.

По словам церковного представителя по связям с общественностью Гриты Яндуры (Grit Jandura), не менее трети посетителей остаются в церкви, чтобы принять участие в одном из ежедневных богослужений. Каждый будний день в храме служится две литургии, которые включают пение духовных гимнов, проповедь и органную музыку. Примечательно, что во время первого богослужения – оно начинается в полдень – все 1800 мест в церкви, как правило, заняты. Яблоку негде упасть и во время двух воскресных служб, которые за короткий срок стали чуть ли не самыми многолюдными во всей Германии.

Согласно Йосту Хазельхофу (Jost Hasselhoff), официально представляющего клир церкви, в настоящее время при Frauenkirche не покладая рук трудятся десять пасторов, которые ежедневно ведут душепопечительские беседы с посетителями, отвечают на многочисленные вопросы о вере, а порою слушают и исповеди. В первую пасхальную ночь в соборе были крещены 18 взрослых. Большинство из них выросли в обстановке всепроникающего атеизма бывшей ГДР, но вернулись в лоно церкви окольным путём, который хорошо знаком восточным немцам и другим европейцам. “Зачастую родители не желают, чтобы их дети росли в той обстановке безбожия и бездуховности, в которой они воспитывались сами. Вот почему взрослые уже люди начинают серьёзно изучать основы христианской веры, посещают классы по катехизации и в конце-концов принимают крещение – порою одновременно с детьми,” – поясняет Клаус Каден (Klaus Kaden), бывший епископ из близлежащего городка Пирна.

Пожалуй, было бы преждевременно говорить о событиях последних лет как о заре великого духовного пробуждения в Европе. Однако европейские теологи и религиоведы сходятся во мнении, что перед нашим взором предстаёт удивительная духовная тенденция. В предпасхальную ночь десятки тысяч взрослых людей принимают крещение во всех уголках Старого Света, даже во Франции – самой светской стране Западной Европы. Причём число крещаемых растёт год от года.

По словам бывшего вице-ректора Католического университета Парижа Жана Жоншере (Jean Joncheray) в последнее время классы катехизации для взрослых во многих приходах Франции пользуются такой популярностью, что попасть на них можно только по предварительной записи. В самом университете курсы по христианскому богословию укомплектованы до максимума. “Заметьте, подавляющее большинство студентов идут на эти курсы не потому, что стремятся стать священниками. Они просто хотят получить духовное образование,” – подчёркивает г-н Жоншере.

На протяжении нескольких лет Пауль М. Цуленер (Paul M. Zulehner), декан католической богословской семинарии при Венском университете и видный религиозный социолог, наблюдает заметное пробуждение интереса к “духовности” в большинстве урбанистических центров Европы. Отмечая, что происходящее не обязательно знаменует собой начало массового религиозного возрождения, он одновременно подчёркивает, что игнорировать этот интерес к христианскому учению в странах Западной Европы тоже нельзя.

Данные последних лет, похоже, подтверждают известный тезис американского богослова и социолога Алвина Шмидта (Alvin Schmidt), что религиозность на Западе с незапамятных времён была подвержена циклическому развитию. Причём религиозные циклы на двух берегах Атлантики явно идут асинхронно. Невольно напрашивается вопрос: можно ли предположить, что Старый Свет вступил в период религиозного возрождения, незамеченный до сих пор в США по той простой причине, что американские и европейские социологи оперируют разными показателями религиозности?

Европейские специалисты полагают, что объективный анализ религиозной веры в той или иной стране нельзя строить исключительно на основе данных о еженедельном посещении богослужений. Действительно, в США около 40% всех христиан ходит на богослужение хотя бы раз в неделю, в то время как в Германии их доля составляет лишь 9%. Но эта статистика не даёт всеобъемлющего представления о влиянии веры на повседневное поведение человека. Возьмём, к примеру, непростой вопрос абортов. Согласно международным статистическим данным, средняя американка решается на аборт в три раза чаще чем немка. В то время как половина всех американских семей распадается (причём процент разведённых среди евангельских христиан США даже превышает среднестатистический по стране), в Германии “лишь” 41% мужей и жён подают на развод.

Это правда, что европейские средства массовой информации зачастую высмеивают христианство. Однако по словам пастора Альбрехта Иммануэля Герцога (Albrecht Immanuel Herzog), который руководит лютеранским издательством в Баварии, “нам в Германии незнакомы те грубые антихристианские выпады, столь характерные ныне для многих гуманитарных ВУЗов США”. Например, недавно профессор кафедры журналистики одного известного американского университета на Среднем Западе запретил своим студентам, проходящим стажировку во Франции, писать рефераты о религиозном положении в этой стране. “Трудно представить, что в похожей ситуации немецкий профессор проявил бы такую косность взглядов,” – считает пастор из Баварии.

В то время как американцам говорят, что они гораздо более сильные верующие в сравнении со своими европейскими собратьями; объективные социологические исследования не фиксируют разительных отличий в духовной сфере между США и Западной Европой. Разумеется, на западном побережье Атлантики редко встретишь убеждённого атеиста; но когда американцев попросили описать Бога, лишь 69% из них согласились с утверждением, что Он – всеведущий и всемогущий Творец, которому поклоняются христиане и иудеи. Примечательно, что такой же ответ дали 70% западных немцев (практически зеркальный результат!) и даже 60% французов. В восточных землях ФРГ в силу известных исторических обстоятельств у людей более расплывчатые представления о Боге.

По словам д-ра Ренате Кёхер (Renate Köcher), директора ведущей немецкой организации по изучению общественного мнения Institut für Demoskopie Allensbach, в современной Германии наблюдается ярко выраженная тенденция пробуждающегося интереса к религии. К примеру, за последние десять лет доля немцев, которые по их собственному признанию находят утешение и укрепление в религиозной вере, возросло с 35 до 42%. Причём относительный рост религиозности был особенно заметен среди молодёжи – с 18 до 26%.

На протяжении долгого времени молодые немцы привычно выказывали крайне низкое уважение к призванию пастора и священника. Однако согласно последним социологическим исследованиям, сегодня призвание на пастырское служение в глазах молодёжи Германии стоит на почётном втором месте, сразу после престижной профессии медика. Если в 1995 г. 30% немцев с недоверием относились к протестантским деноминациями и 45% - к римо-католической церкви, то к 2005 году число скептиков снизилось до 24% и 43% соответственно.

За последнее десятилетие у доброй трети немцев развился живой интерес к вопросам веры и религии, против 24% в недалёком прошлом. В то время как в середине 90-х годов 32% жителей Германии заявляли о полном равнодушии к религии, ныне такой позиции придерживается менее четверти опрошенных.

Возвращение к религии в Германии особенно заметно на политической сцене. Казалось бы, ещё вчера бывший канцлер Герхард Шрёдер и несколько членов его кабинета всколыхнули широкую немецкую общественность, намеренно опустив из своей инаугурационной клятвы традиционное словосочетание “и да поможет мне Бог”. Ныне на смену Шрёдеру пришла убеждённая лютеранка, лидер христиан-демократов Ангела Меркель. И вот теперь немецкая общественность живо обсуждает смелое исповедание христианской веры, сделанное министром по делам семьи Урсулой фон дер Ляйен (Ursula von der Leyen).

Министр фон дер Ляйен – врач, экономист и ко всему прочему мать семерых детей. Не так давно она предстала перед журналистами в сопровождении архиепископа Берлинского кардинала Георга Стержинского (Georg Sterzinsky) и женщины-епископа Марго Кесманн (Margot Käßmann), под чьим управлением находится огромная по территории евангельско-лютеранская епархия Ганновера. Неожиданно для собравшихся г-жа фон дер Ляйен объявила о принятии “завета по воспитанию детей”, основанному на христианских ценностях. Нечто подобное трудно себе представить в США даже при администрации Джорджа Буша-младшего.

Как и следовало ожидать, это событие вызвало шквал откликов в немецкой прессе. Некоторые комментаторы гневно вопрошали, что же сталось с принципом отделения церкви от государства, явно забывая, что данный принцип никогда строго не применялся в Германии, чья Конституция в самом первом предложении провозглашает ответственность немецкого народа “пред Богом и человеком”. Но похоже, как любят говорить сами немцы, поезд уже ушёл. Как и во Франции, где два года назад газета “Le Figaro” опубликовала восьмисерийную подборку статей под общим заголовком “Возвращение христианского интеллектуала”, общественные деятели современной Германии более не стыдятся своей веры.

Сказанное особенно истинно в отношении популярного немецкого президента Хорста Кёллера, который часто заканчивает свои публичные выступления словами “Боже, благослови Германию”. Несколько перефразировав Марка Твена, мы можем с уверенностью сказать – слухи о смерти религии в Германии были несколько преувеличены.

Статья была опубликована в ежемесячной англоязычной газете из Германии “The Atlantic Times” (Vol.3, No.6, июнь 2006 г.), официально предназначенной для “законодателей, журналистов, предпринимателей и общественных лидеров США”. Газета издаётся посольством ФРГ в США и распространяется на территории США и Канады при финансовой поддержке крупных немецких корпораций. Официальный сайт издания: http://www.atlantic-times.com/ Перевод с английского: Сергей Соседкин.
Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса

О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая

Зачем читать сегодня «Божественную комедию» Данте?

Туринская Плащаница — все таки, времена Иисуса

Несколько добрых слов. О повести Ричарда Форда

Мы увидим Его славу

Где же инопланетяне?
  Следующие 20 >>