Рождество — день рождения нашего Царя. Мы вспоминаем, что у мироздания есть законный правитель, и этот правитель — Иисус Христос. В отрывках из Писания, которые читаются в это время, противопоставляются два типа реакции на Его явление — пастухов и волхвов с одной стороны, и Ирода — с другой. Пастухи радостно приветствуют рождение Спасителя, волхвы идут поклониться Ему из далекой страны.
У Ирода весть о Его рождении вызывает глубокий страх. Современному читателю этот страх может показаться не очень понятным — какую угрозу могущественному правителю может представлять младенец? Но Ирод видел ситуацию по-другому. Люди напряженно ожидали Мессию — посланного Богом Спасителя, истинного Царя, предреченного Пророками. По всем расчетам приближалось время Его явления. Ожидание чуда, тайны, таинственного вмешательства Бога в судьбы своего народа и всего мира висело в воздухе.
Но Ирод не разделял этого ожидания — он был человеком в высшей степени практическим и знал, что в этом мире власть приобретает и удерживает тот, кто всегда готов ударить и убить, кто не щадит никого и не боится крови. Этот царь с жуткой легкостью казнил всех, в ком усматривал угрозу. Даже его родной сын Антипатр стал жертвой его подозрительности. Как язвительно заметил римский император Октавиан Август, "Лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном". Упомянутое в Евангелии избиение младенцев очень хорошо отражает этот характер.
Ирод видит в Иисусе еще одного претендента на престол, от которого надо избавиться быстро и безжалостно. Этот рассказ, прежде всего, реальная история — рассказ о событиях, действительно имевших место. Но евангельский текст многослоен, он не только о событиях прошлого и людях, живших тогда, он — о нас.
Мало кто из нас обладает царской властью, которую боится утратить. Но у каждого есть определенная власть в нашей жизни — власть поступать по-своему, власть следовать своим желаниям. Каждый из нас со времен Адама склонен претендовать на то, что наша жизнь принадлежит нам. "Я имею право на свою жизнь" — как обычно говорит мужчина перед тем, как бросить семью; "это — мое тело" - как говорит бедная женщина перед тем, как сделать аборт. И Рождество говорит — это неправда.
Власть над нами принадлежит нашему истинному Царю, Иисусу Христу. Мы должны прекратить мятеж, принять Его царское прощение и отдать Ему наши замыслы и волю, слова и мысли, души и тела. Грех в нас отвечает на этот призыв яростным противлением — совсем как Ирод. Нет! Мы хотим по-своему, нет, мы хотим сами распоряжаться, нет, мы хотим сами решать! Но каковы плоды нашей независимости от Бога? Горечь, озлобленность, сломанные жизни, страхи, отчаяние, и, наконец, окончательная гибель.
"Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко" (Матф.11:28-30), — говорит Христос. Приходя к Нему и полагая нашу жизнь у Его рождественских яслей, мы обретаем то, что люди по всему миру ищут и не находят — покой душам нашим.
Это поистине благая, радостная, невыразимо утешительная весть — явился истинный Царь, Тот, кому наша жизнь принадлежит по праву. Вывихнутый сустав, причинявший невыносимую боль, становится на место. Мы обретаем свое место в мироздании, возвращаемся на путь, которым нам следует идти — путь, ведущий к вечной радости.