Недавно на сайте Israelreport.ru я прочитал интересную новость о том, что археологи нашли самый древний текст на иврите. Предполагается, что еврейский текст датируется X веком до Рождества Христова, периодом правления царя Давида. Он был найден полтора года назад во время раскопок профессора Иосефа Гарфинкеля в Хирбет Кийафа в долине Эля. Долина, где состоялась легендарная битва мальчика пастуха Давида с воином филистимлян Голиафом, переводится как «долина дуба»
Если предположения Хайфского профессора верны, то это самый древний из известных текстов на иврите. Профессор Галили, который получил ученую степень в Еврейском университете в Иерусалиме, специализируется на «Хронологии царей Израиля и Иуды», видит в надписи на глиняной табличке историческое «подтверждение того, что Израильское царство уже существовало в X веке до Рождества Христова».
Я упомянул об этой новости в своем блоге и мне задали вопрос: новость, конечно, интересная, но что это дает нам, христианам? Основная миссия Церкви – проповедь Евангелия. Однако же, со времен ранних Отцов Церкви апологетика занимала не меньшее место в жизни Церкви, чем сама проповедь. Зачем что-либо доказывать, если «верую, ибо абсурдно»?
В другой дискуссии в моем блоге посетители подняли вопрос о сущности веры. Вот отрывок одного из высказываний: «В процессе жизни у нас формируется представление о мире - мировоззрение, или вера в то, что мир адекватно отражен в нашем мозгу. Все наши знания, сомнения и заблуждения - это вера (не путать с более узким смыслом этого слова - религиозностью). Неверие - тоже вера: если атеист не верит в существование библейского бога, то это значит, что он верит в то, что библейский бог существует не в природе и не над природой, а в некоторых головах. Все люди верующие…»
Конечно, тут сразу же возникает путаница между верою и мировоззрением. Именно мировоззрение толкает нас на проповедь и защиту своей точки зрения. Но оно формируется не только и не столько из моей личной веры, сколько из целого аппарата внутренних установок, идеалов (в лучшем смысле этого слова) и опыта.
Есть прекрасный фильм «The Body» («Тело»), в котором Антонио Бандерас играет католического священника. При раскопке фундамента обычного магазинчика в Иерусалиме в гробнице богатого человека археолог доктор Шарон Голдбан (Уильямс) нашла останки распятого человека. Там же была найдена монета с изображением Понтия Пилата. Все факты говорят о том, что это гробница Христа. А если это тело Иисуса, то все постулаты Церкви, вся христианская вера – обман.
Не буду рассказывать все перипетии сюжета. Мне понравились две сюжетные линии. Одна связана со священником и ученым-археологом, который принял участие в раскопках. Он упрямо пытался подогнать находки под догматы и потерпел поражение, не выдержал испытания и покончил собой. А герой Бандераса упрямо шел дальше, полагаясь на веру. В результате оказывается, что скелет принадлежит ученику Христа, который был распят точно так же, как и Учитель.
Нужны ли нашей вере доказательства? Конечно, нет. На то она и вера, чтобы быть уверенной в невидимом. Но она также нуждается в защите, в проявлении в моем личном мировоззрении. Именно в защите, а не навязывании. Поэтому факты, подтверждающие истинность библейской истории лишь помогают мне защищать свою веру. И это важно для меня, как для верующего человека.