Иногда это происходит со знаменитостями и жадно перемывается бульварными изданиями, иногда — с обычными людьми, про которых в газетах не пишут, а Вы узнаете об этом из чьих-то интернет-дневников или от знакомых. Это происходит как с людьми совершенно мирскими, так и с людьми церковными. В центре скандала может оказаться известный кинорежиссер, которого христиане хвалили за образы веры и верности, созданные им в его фильмах. Это может быть преподаватель христианского ВУЗа. Это может оказаться просто Ваш хороший знакомый. В любом случае, это выглядит примерно одинаково.
Мужчина сильно за сорок уходит к совсем юной девушке, бросив постаревшую жену буквально истекать кровью. Во время одной из дискуссий в интернете один гомосексуалист горько спрашивал у христиан — неужели то, что он делает, это самый чудовищных грех на свете? Нет, хотя это определенно грех, но не самый страшный.
Несчастный, страдающий расстройством полового влечения, который торопливо совокупляется в общественном туалете со случайным товарищем по несчастью, несомненно грешит, но есть намного более страшные грехи. Мужчина, который взяв у женщины ее быстро уходящую молодость, потом бросает ее ради более молодой, поступает намного хуже.
Это нечто неизмеримо более жестокое, бесчестное и позорное, и омерзительное в очах Бога. Это то, что безусловно разрушает всякое богообщение: «Он уже не призирает более на приношение и не принимает умилоствительной жертвы из рук ваших. Вы скажете: "за что?" За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя» (Мал.2:13,14).
Почему?
Почему люди (даже люди из христианской среды) так поступают? Как сказала одна из брошенных жен, «ему было уже сорок, а он хотел, чтобы ему было двадцать пять». Наступает момент, когда мы обнаруживаем, что меняемся с течением времени. Уходит физическая привлекательность, здоровье, и мы понимаем, что нам уже никогда не будет двадцать пять. Мы состаримся и умрем, как и все люди.
Это можно принять спокойно и с доверием, старость может быть намного прекраснее юности, и лицо старика, которое светится верой и любовью, может поражать так, как никогда не поражает лицо юноши. Мы можем довериться Богу, который ведет нас по жизненному пути к вечной радости, и с благодарностью принимать каждый новый день. Но мы — существа, наделенные неотъемлемым даром свободы, и мы употребили эту свободу, чтобы сильно испортиться и продолжать портиться дальше.
Это ужасная, невероятная глупость — грех еще никого не осчастливил. Грех делает несчастными и других, и нас самих. Но мы, люди, раз за разом делаем эту глупость. Почему?
Рассказ о грехопадении в третьей главе книги Бытия показывает начало греха — человек поверил змею, а не Богу. Мы окружены змеиными голосами и начинаем падать, когда верим им.
Самообман, как средство утешения
Массовая культура восхваляет молодость. Вернее, даже не молодость как таковую, а сексуальность. Этому есть простая причина — половой инстинкт легко эксплуатировать коммерчески, реклама с девушками в купальниках помогает продать что угодно — от канцтоваров до автомобилей.
Человек оглядывается на свою супругу — и видит, что она уже не похожа на девушек с обложек, и это напоминает ему о том, что сам он — далеко не юный красавец из рекламы. И тут змей внушает ему тоску и ужас от этого совершенно нормального и естественного факта. И он гонит его искать какого-то утешения в самообмане. Нет, мне не за сорок, мне по прежнему двадцать пять и рядом со мной должна быть юная девушка.
Это всегда оборачивается несчастьем — да и как можно быть по-настоящему счастливым, оставив за собой нарушенные обещания и предательство близкого человека — и уж точно не отменяет того факта, что нам больше никогда не будет двадцать пять.
Когда мы строим нашу жизнь на ложном основании и допускаем, чтобы ей правили ложные ценности, мы обречены на несчастье — временное и вечное. Есть путь спасения, путь веры, послушания, молитвы, упования на Бога, который приготовил нам вечное, неизменное, истинное счастье. И часть этого пути — процесс старения, духовного роста, приобретения мудрости, подлинно глубоких, зрелых отношений с нашими близкими. Как это было сказано еще на заре христианкой эры, «есть два пути — путь жизни и путь смерти — и велика разница между ними».
Надо опасаться великой беды — свернуть с этого пути. Нам надо немедленно вернуться на него, в покаянии и вере, если мы с него свернули. Иначе все, что нам предстоит — это временное и вечное несчастье.