Минула череда праздников, когда многие из нас по традиции ходят в гости. Пауль Адельхайд Манфред Мария (такое у человека имя), а по-русски Паша, решил позвать гостей для укрепления так сказать деловых и дружеских связей. Он немец, скоро три года как работающий в России. В окружающей его действительности почти освоился, а связи захотелось укрепить, чтобы работалось еще лучше. В России, как он слышал, для этого надо пригласить коллег к себе в гости, например, на Новый год или на день рождения, можно и без повода, просто: приходите, буду рад – и приходят.
Чтобы всё хорошо устроить, Пауль взял блокнот и стал рисовать схемы: кого, сколько, как и чем. Была бы у него жена, подруга или на худой конец домработница, - можно было бы путаное занятие с организацией свались на них. Но Пауль-Паша один как перст, вот и приходится всё делать самому. Изрисовал, исписал три страницы убористым почерком, пока как драгоценный кристалл из грубой породы не выявил четкую структуру предстоящего приема.
Гостей будет шесть (вместе с хозяином, это максимальное число посадочных мест в однокомнатной квартире, которую Паша снимает); будет приятная музыка (голоса природы: птички поют, ручеек журчит, лягушки что есть мочи орут брачную арию), собственноручная инсталляция в виде зажженных свечей и цветов, плавающих на поверхности воды в хрустальном блюде; будет бутылка Айсвайна (знаменитое ледяное вино виноградной лозы долины Рейна), привезенная с родины; будет пицца на заказ (говорят, русские ее любят, а Рizza-hot обещает доставить в лучшем виде, горячую, с пылу-жару).
Убив едва ли не полдня на подобные умопостроения, Пауль еще раз пытливо исследовал схемы и остался доволен собой: по его представлениям они должны были работать. Не терпелось это проверить, и он, положив блокнот перед глазами, приступил.
Пункт № 1 (самое простое): пригласить гостей. Ответ, последовавший за первым приглашением, застиг Пашу врасплох. «А кто еще будет?» - спросил приглашенный. Когда Паша, очнувшись, стал что-то мямлить (вроде, только друзья), там обещали подумать.
Все, кроме одного, сразу спрашивали, кто еще приглашен, говорили, что перезвонят позже. Не перезвонил никто. Пауль вынужден был признать, что крупно просчитался, но его разумения не хватает даже на то, чтобы осуществить пункт № 1. Пережив в душе глубокое разочарование, Паша от идеи созвать гостей не отказался и, набравшись отваги, пошел на штурм крепости под названием «гости» во второй раз. Эта попытка оказалась удачнее и позволила двинуться дальше по схеме.
Подготовительный этап позади (не без проблем, конечно, но о них умолчим), в празднично убранном жилище нарядный и взволнованный хозяин ждет своих гостей. И они начинают собираться.
Первая пара явилась вовремя, но огорчила известием: Ваня просил передать, что не придет, приболел. Так плох, что сам не мог позвонить, забеспокоился Пауль. Нет-нет, ничего серьезного, успокоили его. Следующий гость появился на пороге не один, а в компании незнакомых Паулю людей – их было трое. «Встретил по пути старинных приятелей – сто лет не виделись, отпускать не хотели – говорю, пойдемте к Паше, он мировой парень, хоть и немец», - дал объяснение гость.
Хозяин познакомился с вновь прибывшими и радушно предложил им располагаться как дома. При этом лихорадочная мысль, на что будет сажать гостей, если еще кто-нибудь найдется по дороге, кидала его в жар. Приближалось время доставки пиццы, а один гость безнадежно запаздывал. Общее собрание само, без участия Паши решило, что семеро одного не ждут. Их действительно было уже семеро, а не шесть, как значилось в Пашиной схеме. Куда посадить седьмого, если все стулья и кухонные табуретки задействованы?
Надо у соседей одолжить, подал кто-то идею. Мысль привела Пауля в ужас: на его родине никто никогда в жизни, даже находясь на краю гибели, не станет беспокоить соседей по такому поводу. «Спокойно, без паники!» - со знанием дела сказал другой и полез в кладовку, дверь которой Пауль, арендуя это жилье три года, ни разу не открывал. Там он нашел обрезок дюймовой доски, установил ее на две табуретки, и все благополучно разместились. Еще и свободное местечко осталось. Его занял сильно опоздавший гость, прибывший очень кстати, когда пицца была почти съедена.
После приема гостей Пауль остался жив, но на работу вышел с трудом. Разные источники осведомляли сотрудников фирмы о деталях состоявшейся у Пауля вечеринки. По слухам, угощение было ниже среднего (пицца холодная и мало, а вино кислое), музыка занудная. Хвалили инсталляцию. Только двое из бывших в гостях подошли к Паше с благодарностями за вчерашнее. Вместо того чтобы продуктивно тратить рабочее время, Пауль думал: и зачем только люди ходят в гости. Впрочем, намеченную изначально задачу ему удалось решить: на фирме к нему стали относиться теплее.
В гостях хорошо, а дома лучше. Не бойся гостя сидящего, а бойся стоящего. Гость в дом - Бог в дом. Гость гостю рознь, а иного хоть брось. Гостю почет - хозяину честь. Гость доволен - хозяин рад. Пословиц и поговорок про гостей множество у всех народов мира. Древняя традиция ходить в гости не отмирает, несмотря на наш бурно меняющийся образ жизни. Многие любят ходить в гости или принимать гостей, не задумываясь, зачем и как мы это делаем.
В связи с этим хотелось бы привести историю, рассказанную Иисусом Христом. Это притча о том, как один человек приготовил большой ужин и позвал многих, а те, будто сговорившись, начали извиняться и отказываться. И вроде бы причины были уважительные: один купил землю, ему надо было пойти посмотреть ее; другой купил пять пар волов и хотел сразу испытать их в работе; третий женился и… сами понимаете.
Хозяин дома не расстроился. Он приказал рабу найти на улицах и в переулках города нищих, увечных, хромых, слепых. Вот такая малопочтенная публика наполнила гостеприимный дом. Финал истории: «Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных».
Не тут ли ответ на вопрос: к Кому и зачем полезно поспешить в гости?