На 150-летний юбилей Чехова отечественный кинематограф не мог не откликнуться. И он, таки, откликнулся премьерой нового фильма российского мэтра Карэна Шахназарова. На этот раз известный режиссер препарировал Россию-матушку, экранизировав повесть Чехова «Палата №6». При этом им был выбран замечательный актерский состав – народный артист России Владимир Ильин, Евгений Стычкин, Алексей Вертков, Александр Панкратов-Черный, Виктор Соловьев, Алексей Жарков, Анна Синякина и актриса Альбина Евтушевская.
По поводу режиссерской и актерских находок говорить долго не буду. Уж лучше вы сами посмотрите этот фильм и составьте свое мнение. Отмечу лишь, что Владимир Ильин не зря получил звание «народного артиста». В этом фильме он лишь подтвердил, что талант – это не количество призов на кинофестивале, а настоящее «проживание» своего персонажа.
Фильм получил премии: XXXI Московский Международный Кинофестиваль, Россия, Москва (19 июня – 28 июня 2009 г.) Приз Владимиру Ильину за лучшую мужскую роль; ХXVI Иерусалимский Международный Кинофестиваль, Израиль, Иерусалим (9 июля – 18 июля 2009 г.) Специальный показ; Фестиваль «Русское возрождение», Австралия (19 августа – 20 сентября 2009 г.) Приз австралийской критики за лучший фильм.
Любой психиатр скажет, что грань, отделяющая неординарность от помешательства, весьма иллюзорна. Доктор Андрей Ефимович Рагин – главврач провинциального психиатрического диспансера, ищет спасение от одиночества и абсурдности окружающего мира в интересных разговорах со своим пациентом Иваном Громовым.
У этого душевнобольного человека – весьма оригинальное мышление и собственная философия. Под влиянием долгих бесед рушится старое мировоззрение доктора Рагина. Ему откроется его собственный путь, который все эти годы он не хотел или не мог разглядеть. И этот путь приведет его в палату в качестве пациента, а не врача.
Экранизация полной загадок, парадоксов и тревоги повести Чехова, которую справедливо можно назвать как самым пессимистичным, так и наиболее жизнеутверждающим его произведением. В центре сюжета — основанная на реальных событиях история главного врача психиатрической больницы, оказавшегося ее пациентом. Доктор Андрей Ефимович Рагин со своим одиночеством, отчужденностью, рефлексией - одна из ключевых фигур не только чеховского творчества, но всей мировой литературы XX века.
Важнейшие сцены фильма были сняты в действующем психоневрологическом интернате на территории старинного Николо-Пешношского монастыря в Дмитровском районе Московской области.
Сценарий фильма написан по мотивам повести. Сохранив ее фабульную основу, авторы сознательно перенесли действие в настоящее время. Картина целиком снята в реальной клинике для душевнобольных в «новаторской», полудокументальной манере. Хотя, сказать по секрету, надоело мне это «новаторство». Шахназаров никогда не повторял себя. Его фильмы не похожи один на другой и снять новый фильм он имел право в любой манере. Только вот именно эта манера мне и мешала весь просмотр.
Сам Шахназаров, в интервью «Российской газете», так охарактеризовал свой фильм: «Мне не хотелось делать традиционное "чеховское" кино с сюртуками и каретами. Мне это казалось достаточно банальным и уже виденным. Интереснее было перенести героев Чехова в реальную жизнь – а ее проще всего найти здесь и сейчас. Мы ничего не меняли в чеховских диалогах, не адаптировали их – там осталась вся лексика, все обороты вроде "извольте". Как ни странно, оказалось, что в суперсовременной нынешней обстановке они звучат совершенно современно».
Ну что ж, это ему сделать удалось. Кино получилось жестким и даже, где-то, жестоким. Однако, оно не вызывает отторжения или неприятия, как многие «творения» современного арт-хауса по одной простой причине – в картине есть смысл и есть подтексты.
Фильм действительно заставляет думать и сопереживать героям. Да, аналогии между сумасшедшим домом и страной, в которой мы живем, напрашиваются сами собой, но ведь это подразумевалось в самом тексте Антона Павловича. Понимал ли Карен Шахназаров, что он снимал? Безусловно! Отвечал ли он за то, что снимает? Безусловно! Это чувство ответственности пронизывает всю картину.
Хорошее кино всегда заставляет тебя задумываться. После него не всегда бывает хорошее, приподнятое настроение. После него можно долго «болеть», споря с режиссером и героями. Но оно живет дальше своего метража и просмотров. И главное отличие этого фильма – оно не бездуховно. Оно говорит о кризисе бездуховности. И в этом ценность фильма. Оно не искажает Чехова, а лишь открывает новые грани в его повести.
Вот этим и отличается талантливое кино – оно не просто ставит диагноз, оно подталкивает самого зрителя к активным действиям, заставляет его «двигаться», думать, искать выход и не соглашаться с таким положением. Вот этот дух несогласия и очень важен в этой картине. И еще сейчас модно говорить о «духовности», но как сказать о ней так, чтобы комок к горлу подступал. Для этого нужен талант и неотстраненность от того, что происходит вокруг тебя. По-моему, как раз этими качествами Шахназаров и обладает в полной мере.