Начался Великий пост. К сожалению, большинство наших сограждан знают об этом только то, что в это время в каких-то непонятных, возможно, оздоровительных, целях, надо воздерживаются от употребления определенных видов пищи. Так что же такое Великий пост?
Исторически Великий пост связан с таинством крещения, которое обычно совершалось под Пасху — откуда в пасхальном богослужении и сохранились слова: "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся". Сорокадневный пост был завершающим этапом оглашения — наставления в христианской вере, которое продолжалось не менее года, а иногда занимало и несколько лет. Совершался он в память о посте Спасителя в пустыне, хотя сама по себе практика поста восходит к Ветхому Завету.
Пост выступает свидетельством духовной природы человека — животное всегда будет есть всю пищу, до которой только сможет добраться. Здоровое животное никогда не будет воздерживаться ни от пищи, ни от удовлетворения еще каких-либо своих биологических импульсов, и нередко мы слышим, что человек — это не более чем «усовершенствованное животное».
Религиозный пост — простейший способ показать, что это не так. В нашей биологической природе стремиться к удовольствию от вкусной пищи и давать волю своему аппетиту, но мы можем решить, что духовные цели важнее и поставить свою животную природу на место. Поэтому пост — древнейшая религиозная практика, широко распространенная и в языческом мире. Но у христианского поста есть и свои особенности. Для языческого аскета тело — темница души, что-то нежеланное, от чего он мечтает в итоге навсегда избавиться. Для христианского подвижника тело — это, как сказал св. Франциск, "Брат осёл", нечто, само по себе благое (Бог вообще не сотворил ничего в принципе плохого), но то, что необходимо держать в подчинении. Мы должны ездить на осле, а не осел на нас.
Пост — время, когда мы приучаем "брата осла" повиноваться нашей воле. Постепенно в истории Церкви Великий пост распространился на всех верующих, которые постились вместе с ожидающими крещения, чтобы показать свою любовь к ним. Но у поста появился еще один смысл. Все мы склонны переживать периоды охлаждения. Бывает так, что первоначальное горение в вере, любовь к Богу, ревностное стремление к благочестивой жизни остывает. Нельзя сказать, что человек утратил веру, но "заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания" (Мар.4:19) уже принялись за свою работу. И поэтому традиция предлагает человеку совершить паломничество к истоками веры, четко обозначить свою позицию — я христианин, и поэтому, в воспоминание о страданиях Спасителя, буду какое-то время воздерживаться от некоторых видов пищи.
Нельзя сказать, что нас спасает пост, или что те, кто пренебрегает им, лишены спасения. Нас спасает Христос и только Христос. Но пост — важное средство духовного укрепления и возрастания, которое помогает нам идти по пути веры и спасения.