анонсы статьи
новости
15.4.2024
В Исаакиевском соборе представили резную икону Божией Матери для незрячих

12.4.2024
Научная конференция в Санкт-Петербургском христианском университете

10.4.2024
СПбГУ запустил бакалавриат по «христианской теологии» с бюджетными местами

9.4.2024
Ситуация в Республике Гаити, охваченной бунтами, быстро ухудшается, начинаются погромы церквей

4.4.2024
Церковь в индийском штате Керала требует от властей защиты от слонов и тигров

2.4.2024
Началась регистрация на Всероссийскую конференцию служителей РС ЕХБ в июне 2024-го года

28.3.2024
Британские христиане оправданы после ареста за проповеди о гомосексуализме

26.3.2024
День открытых дверей в СПХУ

26.3.2024
Научная конференция «Актуальные вопросы евангелического (протестантского) вероисповедания»

14.3.2024
В Ливане состоялось освящение храма для русской православной общины
Бубен шамана

Священник Сергий Круглов

Священник Сергий Круглов
Священник Сергий Круглов
Современное нам общество называют иногда «обществом потребления». Ключевые слова такого общества – «дай», «мне», «моё», «иметь»… Реклама товаров, которые во что бы то ни стало надо потребить – икона этой эпохи : «Моя красная кнопка!», «Ведь я этого достойна!», «Не дай себе засохнуть!»…

Основной посыл такого общества при соприкосновении с той или иной реальностью – «Что я с этого буду иметь, что мне это даст?» Многие сетуют, что ныне в России никто не хочет работать. И не диво: утрачивается творческое отношение к труду, заинтересованность как в процессе, так и в результате этого труда… Интерес – в том, сколько за труд заплатят, и «крутизной» считается вложить труда поменьше – а получить побольше… Мы нередко возмущаемся примером врача, который равнодушен к больному, учителя, который равнодушен к ученику, милиционера, не заинтересованного в выявлении и перевоспитании преступника, – а в ответ слышим : «Так ведь нам не платят! Ведь нам НЕ ДАЛИ!…» Дух потребления убивает главное, чем живо человеческое сообщество – жертвенную любовь.

Одно из страшных проявлений этого «духа века сего» – когда мы, христиане, дух потребления приносим с собой в Церковь Христову, в то общество, которое изначально устроено на принципе «отдавания», ведь Сам Господь отдал Себя нам, пошел на крест – и от нас требует того же: «Даром получили – даром давайте!» Многие из нас помнят слова о «стяжании Святого Духа» – но многие ли задумываются: а что дальше? Ну стяжал ты, через таинства Церкви, благодать Святого Духа – но готов ли и сам отдать ее, жертвенно послужить ею во исполнение заповеди о любви к ближним, или попытаешься спрятать ее в кубышку, чтоб втайне от всех доставать и любоваться ею, как пушкинский скупой рыцарь?

Прийти в храм, поставить свечку, помолиться, поисповедоваться, причаститься (еще один рекламный слоган : «Всё правильно сделал!») – чтобы получить некую пользу для себя… «Нажми на кнопку – получишь результат, и твоя мечта осуществится!…» Внешне отделяя себя от мира сего, как часто мы – с потрохами принадлежим миру сему, вот через это желание стяжания. И те, кто относится к Церкви скептически или враждебно, глядят на нас – а Христа-то в нас, через нас, и не видят, жертвенной любви в нас не находят, и ухмыляются : «Да ладно вам притворяться! вы ведь – такие же, как мы…» Воистину, горьки и справедливы слова Св. Писания: из-за нас имя Божие хулится между язычниками.

Недавно по СМИ прошла скандальная и ерническая волна усмешек: «Вот Патриарх-то благословил нашу сборную – а у нее на Олимпиаде проигрыш за проигрышем! Волшебное действие, дескать, не помогло!..» Тем. кто озадачился данным фактом, стоит напомнить: прийти к священнику за благословением – совсем не то, что прийти к шаману, чтоб он покамлал, постучал в бубен, и наше желание непременно исполнилось. «Благослови, батюшка, на то-то и на то-то!» – но священник, благословляя, вовсе не обеспечивает успех нашего дела именно в том виде, как нам желается.

Он делает через благословение совсем иное – призывает Бога на это дело. Бога – с Его правдой, с Его промыслом, который может весьма радикально отличаться от наших представлений… И мы, когда идем просить такого благословения, должны помнить: оно по сути означает то же, что содержится в словах молитвы «Отче наш»: «Да приидет Царствие Твое» – то есть ЦАРСТВОВАНИЕ, власть Твоя, Боже, пусть да придет на нас и на нашу жизнь, и пусть не наша, но Твоя воля будет на земле, как и на небе.

Просить благословения у священника на какое-либо дело – акт самоотверженной веры и, по-человечески рассуждая, изрядный риск, вверение себя в волю и руки Божьи. Патриарх благословил – а сборная проиграла. И что же, это говорит о том, что мол «волшебная» сила благословения оказалась невелика? – да вовсе нет. Это говорит о другом: тренироваться надо было лучше. Ведь есть такая замечательная и точная православная поговорка, отражающая суть того, что богословы называют «синергией», сотрудничеством, сотворчеством человека и Творца : «На Бога надейся – а сам не плошай».

ПРАВОСЛАВИЕ и МИР
О Дальнем Востоке, Евангелии и фазанах

Как я смогу радоваться в раю, если мои близкие окажутся в аду?

Мокрый храм

Является ли концепция прав человека христианской?

Добродетель незлобия

Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?

О знамениях с неба

Почему Бог не сделает как я хочу?

Божий мир выглядит по-другому

Иллюзия справедливого мира

О разнице между загадкой и тайной

Еще раз о евангельских «противоречиях»

Необъективность неверия

«Какой из Рождественских праздников, которые были в вашей жизни запомнился вам больше всего?» С Таким вопросом мы обратились к нашим слушателям и читателям. Некоторые ответы публикуем.
  Следующие 20 >>