Соломон считал, что главная опасность для необстрелянной молодежи – глупость, но утверждал, что и это поправимо (Прит. 22:6, 15). Лучшее средство избавления от данного бедствия – умение слушать. Конечно, для этого необходимо еще одно доброе качество – терпение, хотя именно здесь находится ахиллесова пята юношеского возраста, известного своей импульсивностью и поспешностью в выводах. Тем не менее, сама жизнь не научит, если нет желания поумнеть.
"Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого" (1Иоанна 2:14)
Уважение в глазах молодежи, как правило, заслуживают те, кто предпочитал учиться на чужих ошибках и сам прожил достойную жизнь.Популярный сатирик Михаил Жванецкий построил один из своих монологов в виде наставлений отца сыну. Весь монолог состоит из перечня того, чего не достиг и не смог «бывалый» родитель, а заканчивается он примерно так: «Я не стал этим и не стал тем, я ничего не добился, а теперь хочу передать тебе свой опыт». По понятным причинам такие увещания мало вдохновляют, а наставникам такого рода вряд ли стоит рассчитывать на пристальное внимание младшего поколения.
Библейская фраза «насыщенный днями» означает, что человек прожил полнокровную деятельную жизнь, насыщенную событиями. Именно такая характеристика была у Авраама, Давида и Иова.
В Священном Писании сказано: «Слава юношей – сила их, а украшение стариков – седина» (Прит. 20:29). Нужно иметь в виду, что седина в Ветхом Завете, прежде всего, была символом почтенной праведности (Прит. 16:31; ср. Лев. 19:32; Дан. 7:9). Мудрость ведь и в самом деле не всегда приходит с возрастом, – иногда возраст приходит один. «Не многолетние только мудры, и не старики разумеют правду» (Иов 32:9).
Мудрость и ворчливость несовместимы. Человек, который в процессе жизненных поисков обрел внутреннюю целостность, никогда не станет выказывать недовольство всем, что его окружает и кормиться пересудами. Верный признак старения не тела, а души – часто повторяемое: «А вот в наше время…» Чтобы не впасть в столь горькое состояние, необходим анализ собственного опыта и передача его молодым, не пустые воспоминания, а оценка пережитого.
Важно отметить, что современное понятие выхода на пенсию авторам Библии не было знакомо. Левиты оставляли должность в возрасте пятидесяти лет, но затем они продолжали помогать молодым служителям (Чис. 8:24-26). Пожилые люди, кем бы они ни были, становились наставниками для своих внуков и советниками для пришедшего им на смену поколения. Этот библейский принцип отлично выразил поэт Расул Гамзатов:
И там, где мир, как шалый
Безумствовать горазд,
Пусть мне старик бывалый
Благой совет подаст.
И, как судило время,
Над горною грядой
Пусть подает мне стремя
Преемник молодой.
Подобная преемственность поколений необходима и современным христианам. Передача житейского, а главное – духовного опыта устраняет неизбежность того, что нам одному за другим приходится наступать на все те же самые грабли. Единство церковного организма находит замечательное выражение во взаимодействии поколений. Тогда знание старости и сила юности совместно способствуют расширению Царства Божьего на земле.