анонсы статьи
новости
13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»

14.8.2024
Издана брошюра, в которой изложена позиция Ватикана по вопросам эвтаназии и суицида

25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов

17.7.2024
"Семья в фокусе"

13.7.2024
Евангельские группы присоединяются к осуждению экспертом ООН проституции как системы насилия и эксплуатации после ужасающего доклада
Отцы и дети в Церкви

Михаил Чернявский, Хабаровск

Определить, что именно отличает возраст юности от старости, особой сложности не составляет. Перечень таких отличий наверняка вышел бы слишком большим. К примеру, говорят, что в молодости дни коротки, а годы длинны; под старость же наоборот. В молодости человек учится, в старости понимает. Эта разница отчетливо выражена в самой скептической книге Библии: «Помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: "Нет мне удовольствия в них!"» (Еккл. 12:1).

Соломон считал, что главная опасность для необстрелянной молодежи – глупость, но утверждал, что и это поправимо (Прит. 22:6, 15). Лучшее средство избавления от данного бедствия – умение слушать. Конечно, для этого необходимо еще одно доброе качество – терпение, хотя именно здесь находится ахиллесова пята юношеского возраста, известного своей импульсивностью и поспешностью в выводах. Тем не менее, сама жизнь не научит, если нет желания поумнеть.

"Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого" (1Иоанна 2:14)
Уважение в глазах молодежи, как правило, заслуживают те, кто предпочитал учиться на чужих ошибках и сам прожил достойную жизнь.

Популярный сатирик Михаил Жванецкий построил один из своих монологов в виде наставлений отца сыну. Весь монолог состоит из перечня того, чего не достиг и не смог «бывалый» родитель, а заканчивается он примерно так: «Я не стал этим и не стал тем, я ничего не добился, а теперь хочу передать тебе свой опыт». По понятным причинам такие увещания мало вдохновляют, а наставникам такого рода вряд ли стоит рассчитывать на пристальное внимание младшего поколения.

Библейская фраза «насыщенный днями» означает, что человек прожил полнокровную деятельную жизнь, насыщенную событиями. Именно такая характеристика была у Авраама, Давида и Иова.

В Священном Писании сказано: «Слава юношей – сила их, а украшение стариков – седина» (Прит. 20:29). Нужно иметь в виду, что седина в Ветхом Завете, прежде всего, была символом почтенной праведности (Прит. 16:31; ср. Лев. 19:32; Дан. 7:9). Мудрость ведь и в самом деле не всегда приходит с возрастом, – иногда возраст приходит один. «Не многолетние только мудры, и не старики разумеют правду» (Иов 32:9).

Мудрость и ворчливость несовместимы. Человек, который в процессе жизненных поисков обрел внутреннюю целостность, никогда не станет выказывать недовольство всем, что его окружает и кормиться пересудами. Верный признак старения не тела, а души – часто повторяемое: «А вот в наше время…» Чтобы не впасть в столь горькое состояние, необходим анализ собственного опыта и передача его молодым, не пустые воспоминания, а оценка пережитого.

Важно отметить, что современное понятие выхода на пенсию авторам Библии не было знакомо. Левиты оставляли должность в возрасте пятидесяти лет, но затем они продолжали помогать молодым служителям (Чис. 8:24-26). Пожилые люди, кем бы они ни были, становились наставниками для своих внуков и советниками для пришедшего им на смену поколения. Этот библейский принцип отлично выразил поэт Расул Гамзатов:

И там, где мир, как шалый
Безумствовать горазд,
Пусть мне старик бывалый
Благой совет подаст.

И, как судило время,
Над горною грядой
Пусть подает мне стремя
Преемник молодой.


Подобная преемственность поколений необходима и современным христианам. Передача житейского, а главное – духовного опыта устраняет неизбежность того, что нам одному за другим приходится наступать на все те же самые грабли. Единство церковного организма находит замечательное выражение во взаимодействии поколений. Тогда знание старости и сила юности совместно способствуют расширению Царства Божьего на земле.
Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса

О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая

Зачем читать сегодня «Божественную комедию» Данте?

Туринская Плащаница — все таки, времена Иисуса

Несколько добрых слов. О повести Ричарда Форда

Мы увидим Его славу

Где же инопланетяне?

На пенсии покаюсь?

Невероятность Воскресения

Три подтверждения пустой гробницы

Стоит ли откладывать покаяние?

В Евангелии нет статистики

Искупление придумал Павел?

Новый Завет и буддизм, а есть ли сходство?
  Следующие 20 >>