Некоторое время назад Шведский музей передал представителям австралийских аборигенов собрание скелетов их предков, вывезенное в Швецию в 1913 году знаменитым зоологом Эриком Мьеберном. В самом деле, останки аборигенов должны покоиться в той земле, где они и были первоначально похоронены, но как они вообще оказались в Швеции?
Экспедиция Мьеберна ставила перед собой определенную научную цель — выяснить, не являются ли австралийские аборигены переходным эволюционным звеном между обезьяной и человеком. Сам Мьеберн находил эту идею вполне основательной. По его мнению, коренные жители Австралии были "уродливы" и "обладали неандертальскими чертами".
Для обоснования этой теории, экспедиция собирала скелеты аборигенов, чтобы можно было сравнить их со скелетами белых людей и с ископаемыми останками предполагаемых предков человека. Не слишком себя затрудняя, ученые просто разоряли погребальные места местных жителей. Это с самого начала вызвало ужас; однако запуганные ружьями белого человека аборигены долго не решались оказать сопротивление. Наконец дело начало идти к восстанию, и участникам экспедиции, не дожидаясь худшего, пришлось паковаться и уезжать на родину. На родине Эрик Мьеберн сошел с ума и умер и при довольно мистических обстоятельствах - в бреду его преследовали аборигены и духи австралийской мифологии.
В наше время отношение тогдашних ученых к аборигенам вызывает возмущение, но тогда-то это не считалось чем-то странным, таковы были научные представления эпохи. В самом деле, если человек выделяется из животного мира очень и очень постепенно, мы должны бы наблюдать такой континуум - четвертьчеловеки, получеловеки, на-три-четверти человеки, наконец, полноценные люди.
Это сейчас генетики говорят, что все люди на земле происходят от небольшой группы, максимум, в несколько тысяч лиц, а тогда-то этого никто не знал. Выдающийся биолог Томас Хаксли был убежденным "научным" расистом не потому, что он лично был злодеем, а потому, что эволюционное неравенство рас казалось вполне очевидным, данные отлично укладывались в теорию. Обезьяна ходит совершенно без штанов, чернокожий - в набедренной повязке, англичанин - в строгом костюме. Ирландец - тоже в костюме, но помятом и со следами злоупотребления алкоголем, что помещает его на эволюционной лестнице повыше чернокожего, но пониже англичанина.
Компрометирует ли все это теорию биологической эволюции? Я думаю - нет. Причиной зла является несколько другое — сведение человека к биологическому существу. Мы обладаем биологией и глубоко связаны с остальным живым миром — Бог создал нас, чтобы возделывать и хранить его, и мы являемся своими этому миру. Но мы обладаем и тем, что не находится в сфере рассмотрения биологии — бессмертной душой, тем, что создает пропасть между нами и любыми представителями животного мира.
Именно поэтому не бывает "получеловеков" — можно быть либо животным, либо человеком, наделенным всей полнотой человеческого достоинства. Образ Божий не может быть "наполовину".
С этим был не согласен Эрик Мьебрен; есть люди, которые не согласны с этим и сейчас. Как, например, говорится в "Декларации в защиту клонирования", подписанной ведущими атеистическими интеллектуалами мира:
"Некоторые религии учат, что люди принципиально отличаются от других млекопитающих — что божество даровало людям бессмертную душу, придав им ценность, несравнимую с ценностью других живых существ... Насколько это определено научными исследованиями, Homo sapiens является членом животного мира. Отличия человеческих способностей от способностей высших животных выглядят количественными, но не качественными. Богатый репертуар человеческих мыслей, чувств, устремлений и надежд, как мы видим, происходит от электрохимических процессов в мозгу, а не от некой нематериальной души, деятельность которой инструменты не могут обнаружить".
Авторы декларации — не расисты в традиционном смысле, они отрицают ценность и достоинство не каких-то определенных групп людей, а людей вообще — черных, белых или желтых. Каковы бывают плоды такого отрицания — мы все уже видели, но мы можем сказать то, что, прежде всего, это просто неправда.
Люди обладают ценностью, несравнимой с ценностью других живых существ. Множество неверующих людей с этим горячо согласны, однако из последовательно атеистической картины мира неизбежно следуют взгляды Мьеберна или авторов декларации.
Человеческое достоинство можно утверждать только в рамках веры в то, что "что божество даровало людям бессмертную душу, придав им ценность, несравнимую с ценностью других живых существ". Утрата этой веры оборачивается тем, что на людей начинают смотреть как на животных.