Во вторник 1 июня после полудня после долгой и продолжительной болезни в Москве в своем доме скончался поэт Андрей Вознесенский. Немногим менее месяца назад ему исполнилось 77 лет. Накануне дня рождения в одной из клиник Мюнхена Вознесенскому была проведена операция для предотвращения повторного инсульта. Последние лет пять Вознесенский почти не появлялся на публике и очень редко отвечал на телефонные звонки.
Практически всю вторую половину XX в. Вознесенского считали авангардистом, но это не помешало ему еще при жизни войти в список классиков российской литературы. По легенде, на литературную карьеру его благословил Борис Пастернак, который, прочитав стихи 14-летнего Вознесенского, был восхищен и пригласил молодого поэта в гости.
Свои первые стихи выпускник МАрхИ Андрей Вознесенский опубликовал в 1958 г. Немногим позднее получил весьма нелестный отзыв о своих произведениях от Никиты Хрущева, что сделало поэта в кругах советской интеллигенции просто героем.
В 1960-е гг. Вознесенский выступал со своими стихами не только в СССР, но в Германии и Франции. В 1964 г. вышел сборник «Антимиры», в 1966 г. — «Ахиллесово сердце», в 1970 г. — «Тень звука», в 1972 г. — «Взгляд», в 1974 г. — «Выпусти птицу!», в 1975 г. — «Дубовый лист виолончельный», в 1976 г. — «Витражных дел мастер», в 1979 г. — «Соблазн».
В 1982 г. он всерьез берется за прозу — публикует повесть «О». Экспрессивная книга «Ров. Стихи и проза», выпущенная в 1987 г., и сборник «Аксиома самоиска» (1990 г.) стали едва ли не самыми яркими произведениями короткой эпохи перестройки.
На стихи Вознесенского режиссер Юрий Любимов поставил в Театре на Таганке спектакль «Антимиры», Алексей Рыбников написал рок-оперу «Юнона» и «Авось», композитор Родион Щедрин создал музыкальное произведение «Поэтория» — концерт для поэта в сопровождении женского голоса, хора и оркестра.
До последнего дня своей жизни Вознесенский писал стихи. Умер не просто поэт, и даже не просто поэт знаменитый. Вместе с Вознесенским ушла эпоха. Его стихи великолепно ложились на песенный мотив, но они, при этом, не переставали быть стихотвореньями. Мелодика его поэзии необыкновенна, лирична и легка. Не смотря на все эксперименты, он стал по-настоящему народным поэтом.
Как бы не подтрунивали над, казалось бы, детскими играми Вознесенского с формой его противники, но даже они не могли отрицать, что это был настоящий ПОЭТ. И теперь его не стало.
О роли поэтов раньше много говорили. Сейчас стали об этом говорить меньше. Быть может, настало то время, когда средневековые поэты-менестрели снова придут в мир и будут петь свои баллады, стучась в сердца людей, отвыкших от настоящей поэзии. По крайней мере, один такой менестрель ушел сегодня в другой мир. Тогда пусть на его похоронах не поют грустных песен, пусть в его память будут петь его удивительно красивые баллады о любви и чести.