В этот день религиозные евреи отмечают девятое ава - день траура и скорби. Это день разрушения Первого и Второго иерусалимского храма, в который вспоминают все несчастья, выпавшие на долю еврейского народа. В этот день соблюдают пост, исполняют различные обряды, выражающие траур, даже воздерживаются от чтения Писания, кроме чтения книги Плач Иеремии, так как изучение Писания есть радость, от которой воздерживаются в эти траурные дни.
Второй храм был разрушен в 70-м году нашей эры после неудачного восстания иудеев против римлян. Это было почти две тысячи лет назад, но, несмотря на толщу времени, несмотря на все трагические события, прошедшие с тех пор, люди оплакивают это событие так, как если бы оно произошло вчера.
Храм был чем-то гораздо большим, чем просто национальной святыней - в нем, по обетованиям Писания, Сам Бог пребывал среди своего народа. Разрушение храма неизбежно ставило вопрос о месте этой катастрофы в Божьем замысле об истории Израиля и всего мира.
Пророчества о Мессии нередко упоминают храм, например, у Малахии мы читаем: “Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф” (Мал.3:1).
Но если храм разрушен, Мессии просто некуда приходить, пророчество осталось тщетным... Если только оно не исполнилось до 70 года, когда в храм вошел Иисус из Назарета. Это очень серьезный, если не сказать, решающий аргумент в пользу того, что Иисус и был предреченным Мессией, но, что удивительно, новозаветные авторы к нему не прибегают. Почему? Потому что они (мы как мы можем сказать по этому и другим признакам) писали до разрушения храма.
Учёным-библеистам 70 год н.э. в его катастрофическими событиями дает важную точку отчета для датировки новозаветных текстов. Например, автор Послания к евреям тратит много времени на то, чтобы объяснить христианам, что им не нужно участвовать в храмовых жертвоприношениях потому, что исчерпывающую жертву за все уже принес Иисус Христос, и ему в голову не приходит сказать, что храмовые жертвоприношения просто невозможны - храм уничтожен.
Текст Послания к евреям создан до разрушения храма. Это верно и по отношению к большей части других новозаветных текстов - из содержания ясно, что они создавались до катастрофы 70-года. А это значит, что в Новом Завете мы имеем дело не с позднейшими мифами, как одно время уверяли скептики, а с воспоминаниями первого-второго поколения учеников Иисуса, записанными тогда, когда многие свидетели евангельских событий были еще живы. Так трагическая дата девятое ава напоминает нам всем (евреям и неевреям) о твердых основаниях той надежды, которую мы имеем в Иисусе Христе.