«Сегодня в христианских семьях стоят перед серьезным вопросом: что читать нашим детям? Что им рекомендовать? Где список литературы, которую мы, работники на ниве Божией: директора воскресных школ, редактора, библиотекари, издатели, - можем предложить нашим детям, будучи в полной уверенности, что она не навредит?» (Из статьи Павла Гараджа в газете «Жизнь и вера»)."
Не назидает", - не знаю, как вам, а мне такой вердикт часто приходилось слышать в качестве рецензии на книгу, фильм или иное художественное произведение. Признаюсь, эти слова всегда ставили меня в тупик. Действительно, как ответить, например, на вопрос, чему практически учат тебя "Братья Карамазовы" в твоей повседневной христианской жизни?
Безусловно, "не все полезно". Но после слов о назидании сразу приходят на память ужасно скучные школьные уроки литературы. Опыт, конечно, штука очень индивидуальная, и я уверен, что где-то эти уроки проходили и иначе, но в мои школьные годы вопросы типа "Чему нас учит образ того или иного героя?" настолько отбили охоту читать литературные произведения, включенные в школьную программу, что потом потребовались многие годы, чтобы заставить себя вновь обратиться к эти книгам. Безусловно, тут свою роль сыграла и сама структура школьной программы по литературе, когда из класса в класс подразумевалось как бы восхождение от более простого к более сложному литературному произведению. Заканчивалась эта пирамида "шедеврами" Брежнева "Малая земля", "Возрождение" и "Целина", которые как раз позволяли легко ответить на вопросы "о высокой гражданской позиции" и о том "чему учит?"
Вероятно, с тех пор мне интересно читать, когда я понимаю, что автор просто делиться со мной своими мыслями и переживаниям и сразу же появляется какое-то отторжение, когда чувствую, что меня хотят через художественное произведение опять чему-то научить. Сложнее всего бороться с искушением навязчиво обучать читателя, конечно, писателям христианам. Особенно велик соблазн подобного подхода у христианских писателей, пишущих для детей или о детях. Тут очень трудно удержаться от того, чтобы просто и ясно изложить в литературно-художественной форме христианский вариант "Что такое хорошо и что такое плохо?" Хотя, речь здесь скорее идёт не о детях, а о подростках. Интересно, что многие подобные произведения, написанные для детей и подростков с большой охотой читаются их родителями, а сами дети-подростки зачастую, безошибочно уловив навязчивую назидательность, в лучшем случае лишь благосклонно позволяют прочитать себе вслух эту книгу.
Сегодня хотелось бы написать несколько строк об одном детском писателе, с творчеством которого я познакомился, как это не странно, совсем недавно, это Владислав Крапивин. Прежде всего, я очень пожалел, что не прочитал ни одного его произведения в "свое время", то есть в том возрасте, в котором пребывают большинство героев его произведений. Стало очень интересно узнать, какое впечатление произвели бы на меня рассказы и повести Крапивина лет 30 назад.
Первое прочитанное мною произведение этого автора был рассказ "Оруженосец Кашка", повествующий о приключениях и переживаниях мальчика в пионерском лагере (рассказ был написан в далёком 1965 году). Трогательная история повествует о дружбе между маленьким Кашкой и Володей, который был старше его на несколько лет. Прочитав эту книгу я понял, что просто обязан прочитать что-нибудь ещё и засел за чтение детских (а может и не очень детских произведений этого писателя).
Знакомясь с повестями и рассказами Крапивина, невольно вспоминаешь известного английского писателя Голдинга с его знаменитым «Повелителем мух». На первый взгляд трудно подобрать столь непохожих друг на друга авторов. С одной стороны, трагичность и мрачность сюжета "Повелителя мух", с другой - какие-то светлые и добрые сюжеты Крапивина. Да и работали то они в совершенно разных политических системах. В то же время, этих двух авторов объединяет удивительная точность в описании психологии подростка. Размышления и переживания героев реальны, узнаваемы и честны, что далеко не всегда можно встретить в литературе о детях. Умышленно не пишу в "детской литературе", так как, мне кажется, в данном случае уместнее просто говорить о литературных произведениях, где главные герои - дети и подростки.
Если постараться найти ключевое слово для того, чтобы охарактеризовать произведения Крапивина, то это будет, несомненно, "доброта". Очень добрые произведения автора, в то же время, абсолютно далеки о слащавости, которая так часто присутствует в литературе о детях. У Крапивина трудно найти и то, что называется "чернухой", но можно прочитать очень честные строки о жестокости, свойственной подросткам. Фантастический сюжет произведения "Гуси-Гуси, Га-га-га" повествует о человеке, попавшем в совершенно невероятную историю. Оказавшись в очень необычных обстоятельствах, главный герой вспоминает и переосмысливает многое из того, что он пережил в детстве. Это и крепкая дружба, и собственное предательство, и благородные поступки, и трусливое издевательство над теми, кого называли "мулей" – всеми презираемыми, отвергнутыми и затюканными "козлами отпущения" в классе. Причем, наиболее рьяно, естественно, издевались те, кто сами лишь недавно носил эту позорную кличку.
Надо сказать, что Крапивину удаются не только детские персонажи. Пожилой человек в повести "Лоцман" не менее убедителен. Вообще, читая Крапивина вдруг ясно понимаешь, что возраст вещь относительная и можно вполне состариться и к 18 годам, и оставаться молодым в 80. Хорошо, когда удается к старости сохранить детскую душу и приобрести взрослый ум. К сожалению, часто происходит наоборот.
В "Лоцмане" есть очень интересный диалог двух героев о мальчике, который рождается и живет в каждом из нас. С течением жизни мы постепенно затаптываем этого мальчика в себе и других. "Кто верит в вечность, для того она и существует. И может быть, Истина... или одна из истин... в том, чтобы не терять мальчика в душе? Тогда не страшным будет путь...
Уж если кому-то суждено спасти мир и познать смысл бытия, то именно мальчикам - тем, кто владеет вечностью".