В Евангелии от Матфея есть слова Господа, которые переворачивают все наши представления о власти. «Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Матф.20:25-28).
Как мы знаем, большинство Его современников, людей, которые видели Христа своими глазами, видели и Его чудеса - отвергли Его. Они, конечно, ждали Мессию — посланного Богом Царя и Спасителя... но совсем другого. Могучего вождя, который расправится с их врагами.
Это одно из проявлений того, что богословы называют первородным грехом — глубокой поврежденности человеческой природы, которая побуждает человека ко всякому злу и безумию.
Падший человек ищет превознестись, подавляя ближнего, и, будучи бессилен сделать это сам, делегирует это кому-то другому - кому-то сильному, кто будет давить других людей за него. Людям во времена Иисуса нужен был именно такой Мессия, который будет попирать народы от их имени.
Когда оказалось, что у Мессии другая совсем программа, людей это просто бесило — они чувствовали себя обманутыми. Иисус, который сначала вызывал у толпы надежды, вскоре стал вызывать у нее ненависть. Проповедь Апостолов о Христе распятом и воскресшем встретила яростное сопротивление — нет, Христос, Мессия не должен умирать от рук Своих врагов! Это враги должны умирать от Его рук!
С тех пор в человеческой природе не изменилось ровным счетом ничего. Героями народов, «именами стран», самыми популярными персонажами в их истории оказываются самые мрачные головорезы. От действующих правителей требуют, чтобы они решительно и беспощадно, не считаясь с потерями и внушая ужас врагам, кого-нибудь попирали. Чтобы они от нашего имени всем как следует "вмазали", чтоб полетели "клочки по закоулочкам".
Принять, как Царя и Бога Того, кто никого не попирает, но соглашается быть попран ради спасения всех, значит восстать против мира - и, в большой степени, против себя. Против своих привычек и даже своих прежних представлений о должном и правильном.
Христос не пришел, чтобы попрать наших врагов от нашего имени. Он пришел спасти этих самых врагов - и нас тоже. Осознать эту истину и жить ей — очень трудно потому, что все вокруг нас (и мы сами) склонны верить, думать и чувствовать совсем по-другому. Но нам следует постараться, так как это — истина.