анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
К Дню реформации

Сергей Степанов, Тамбов

Еще немного и протестантский мир будет отмечать уже 500-летие Реформации. Хотя по-прежнему кажется, что реформация церкви это что-то совсем недавнее и не покрытое «пылью веков». Может быть такое впечатление естественно в России, где никогда не было подобной Реформации и в культуре практически нет памятников этого выдающегося движения.

Однажды, в конце восьмидесятых годов прошлого века я с одноклассниками ездил в турпоездку в Ленинград, Ригу и Таллин. В старом городе Таллина мы зашли в лютеранскую церковь и мне она показалась очень древней, средневековой, чем-то из эпохи рыцарей в доспехах и прекрасных дам в пышных платьях. Теперь герои Реформации кажутся мне не древними, а почти нашими современниками. Я живо могу представить священника, который «прибивает» тезисы на страничке в фейсбуке, горячо проповедует в церкви с трансляцией в ютьюб и подвергается резкому осуждению со стороны церковных властей и изгоняется ими с «волчьим билетом». Эти исторические герои делают ужасные ошибки, придерживаются странных идей, ссорятся со вчерашними друзьями и непрестанно наживают влиятельных врагов. Словом, они ведут себя, как наши современники.

Считается, что Реформация началась с того, что доктор богословия Виттенбергского университета Мартин Лютер 31 октября 1517 года прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций. Просто эта реформация оказалась более или менее удачной, она преобразила тысячи церквей и общин, явилась причиной возникновения тысяч учений и конфессий и до сих пор оказывает влияние на христианский и светский мир.

Однако, у Реформации были менее удачливые предшественники. За 140 лет до тезисов Лютера, Джон Уиклиф в Англии уже читал лекции, в которых осуждал алчность духовенства, ссылаясь на то, что ни Христос, ни Его апостолы не обладали ни имуществом, ни светской властью. Уиклиф отвергал епископскую степень, учение о чистилище и индульгенциях; не признавал необходимым таинство елеосвящения; устную исповедь считал насилием совести и потому предлагал довольствоваться внутренним раскаянием человека перед Богом.

За 110 лет до тезисов, Ян Гус в Праге проповедовал так, что вызвал гнев церковных властей, что неудивительно, кому понравится, если кто-то говорит, что нельзя взимать плату за таинства и продавать церковные должности. Нельзя слепо подчиняться церкви. Власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть Им признана. Собственность должна принадлежать справедливым. Несправедливый богач есть вор. Каждый христианин должен искать правду, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью. Идеи, которые и сегодня выглядят революционными.

За 27 лет до тезисов, во Флоренции Савонарола произнёс знаменитую проповедь, где с неслыханной до него уверенностью высказал мысли о необходимости и близости обновления церкви, о том, что скоро Бог поразит своим гневом всю Италию. «Рим — это Вавилон, — говорил он. — Вместо внушения народу основ христианского вероучения прелаты отдаются поэзии и красноречию.»

Были и другие предшественники великой Реформации. Чаще всего их горячие проповеди забывались, идеи после восторженного принятия толпой, осуждались властями и вчерашними сторонниками, а сами они расставались с жизнью мучительными способами.

У Мартина Лютера получилось. Ему помогло само время, книги теперь не переписывались, а быстро печатались тысячными тиражами, немецкие князья больше не хотели платить Риму налоги, а растление папства стало очевидным уже для большинства «недовольных».

Реформация Лютера не была мирной и спокойной. По Европе пронеслись религиозные войны, крестьянские восстания, эпидемии, которые унесли тысячи жизней. Но Церковь больше не могла оставаться прежней. Реформация не только создала новые протестантские церкви и конфессии, но постепенно изменила положение вещей и в Римо-Католической и даже в Православной церквях. Теперь Писание на понятном языке доступно каждому верующему и проповедуется даже в самой консервативной церкви. Личное благочестие и ответственность перед Богом — общее место для всех христианских конфессий. Развитое богословие, библейские комментарии, множество христианских изданий и издательств, христианские телеканалы и радиостанции — все это, хоть и не явное, но следствие великой Реформации. Даже просто за это мы можем быть благодарны смелости и мужеству, некогда безвестного доктора богословия Виттенбергского университета.
Бороться или принять?

О ложном и истинном страхе

Христианская простота

Это слишком хорошо, чтобы поверить

Христианство и равенство всех религий

Бог есть любовь

Наказание или благословение?

О нашем Искуплении

Почему Бог не делает нас богатыми и знаменитыми

Трагические искушения

Зачем нужно благословение без веры?

Опаленные войной

Сия же есть жизнь вечная

Источник бессмертия и водоемы разбитые

Конфликт науки и религии? Или идеологии?

Вакцинация, как милость Божия

Разговоры о бессмертии

Хорошо ли, что снижается число верующих?

Единственная важная новость

Много ли обличий у Бога?
  Следующие 20 >>