Недавно побывал у себя на родине в Узбекистане. Не был там уже четыре года, поэтому - впечатлений много. Своими наблюдениями я делился с друзьями в социальных сетях. Этот текст прошу воспринимать сугубо как моё личное мнение, которое может не совпадать с мнением других людей.
Конечно, прожив долгое время в Москве, в относительно комфортных условиях, уже несколько иначе начинаешь воспринимать ситуацию в других странах, где уровень жизни пониже. Становишься более требовательным. Поэтому я старался отмечать для себя в столице Узбекистана не только негативные моменты, но и положительные. В жизни так бывает, что человеку легче обратить всё своё внимание на плохое, упустив из виду хорошее.
Итак, что же положительного, на мой взгляд, можно встретить в Узбекистане?
Во-первых, когда прилетаешь в Ташкент сразу бросается в глаза чистота и уют в столице. Местные власти следят за порядком в городе. На улице редко встретишь много мусора. К тому же, в отличие от Москвы, весна в Ташкенте всегда радует глаз цветением вишен и яблонь, когда вся округа наполнена прекрасными ароматами цветущих деревьев, что ещё больше усиливает очарование от весенней поры в этом южном городе.
Во-вторых, порадовал и тот момент, что, несмотря на резкое сокращение русскоязычного населения в Ташкенте в связи переездом в Россию и другие страны, объявления, названия и вывески магазинов по-прежнему написаны на русском языке. В Узбекистане один государственный язык – узбекский, но русский является языком межнационального общения. В этой стране кроме титульной нации проживают десятки других народов - это русские, белорусы, украинцы, татары, корейцы, армяне, азербайджанцы и многие другие народности, живущие здесь ещё с советских времён. Отрадно также то, что при всём этом отсутствуют случаи межнациональных и межрелигиозных конфликтов.
Конечно, есть не только положительные, но и отрицательные моменты, которые не встретишь в России. И дело даже не в трудных экономических условиях . Самое плохое в Узбекистане – это ограничение свободы вероисповедания. Церковь не запрещена, но всячески ограниченна в своих правах. Благовестие на улице под запретом, запрещена возможность верующим собираться по домам в домашние группы, любые подобные действия пресекаются властями арестами и штрафами. К тому же обращение к вере во Христа среди местного населения весьма затруднительно. Таких людей воспринимают как предателей веры предков, их всячески притесняют, презирают, родственники прекращают общение. Многие узбеки, которые слышали Благую Весть, тайно исповедуют веру во Христа, но боятся говорить об этом своим родным и близким.
Беседуя с одним христианином, услышал от него свидетельство, как он пытался с помощью расклейки стикеров со стихами из Библии, благовествовать о Боге. В итоге его задержал сотрудник милиции, его держали трое суток в отделении милиции, требуя взятку в несколько тысяч долларов, запугивая возможными последствиями за содеянное. В итоге его отпустили, но подобные инциденты показывают, какие трудности испытывают христиане в условиях притеснения со стороны представителей власти.
Благодарен Богу, что подобные ущемления прав верующих людей не встретишь в России. Тем не менее, Церковь Узбекистана живёт. Люди обращаются к вере во Христа, совершаются водные крещения. За годы моего отсутствия в поместной общине, где я духовно родился, появилось много новых братьев и сестёр, в том числе из местного населения, что не может не радовать. За всю историю христианства, как бы не пытались ограничить Церковь, из этого, в конечном итоге, ничего не удавалось. Благодарю всех тех, кто молится за Узбекистан. Ваши молитвы очень важны. В ходе моей поездки я воочию увидел, как Бог отвечает на эти молитвы в жизни поместных общин Узбекистана.