анонсы статьи
новости
16.12.2024
Папа Римский призвал к рождественскому перемирию в мире

8.12.2024
Форум по профилактике экстремизма

27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском

31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера
Дар несогласных

Сергей Худиев, Москва

Писание говорит, что дьявол может принимать вид ангела света. Не исключено, что в этот момент он еще и верит, что он — ангел света. По крайне мере, дурные люди, которых нам со стороны легко признать дурными так верят. Все их действия, которые со стороны выглядят чудовищными — им самим кажутся совершенно оправданными. Они находятся внутри мощного «зеркала троллей», в котором все выглядит по-другому.

Мы смотрим со стороны и дивимся их безумию. Их, напротив, изумляет, как мы не можем видеть их очевидной правоты. Как это происходит?

Есть такое слово «нарратив», буквально — «история» или «повествование». Это изложение взаимосвязанных событий, представленных читателю или слушателю в виде последовательности слов или образов. Нарратив занимается подбором и интерпретацией фактов, он создает картину реальности, которая должна прояснять и оправдывать, воодушевлять и ободрять, сплачивать и объединять. Он носит не столько описательный, сколько эмоциональный характер.

Например, у коммунистов или национал-социалистов были свои нарративы — свои повествования о том, что происходило и что происходит, как понимать события истории и что делать. Собственно, свой нарратив выстраивает любое политическое движение.

Нарратив обычно включает факты, которые являются истинными, но это не означает его истинности в целом. Факты - это как кирпичики лего, из которых конкретный нарратив половину выбрасывает, из другой строит то, что ему нужно. Человек создает себе (или, чаще, принимает готовый) нарратив, в котором он пламенно уверен, потому что факты под него действительно есть, начиная страстно ненавидеть тех, у кого другие нарративы, под которые есть другие факты. При этом человек воспринимает свой нарратив (идет ли речь о склоке на коммунальной кухне или вооруженном конфликте) как Правду с большой буквы и готов поубивать всех, у кого нарратив другой, как врагов Правды и пособников лжи.

Причем чем больше человек побил посуды, руководствуясь своим нарративом, тем труднее ему признать его неабсолютность. Ведь его оправдание держится на том, что он Ангел Света, борющийся с Силами Тьмы. А ему говорят - мол, все очень запутано, для Сил Тьмы характерно не только притворяться Ангелами Света, но и искренне считать себя таковыми. Это что же выходит - думает человек, стоя среди черепков - я это напрасно? Нет, нет, не может быть, я за Правду!

Все мы к склонны к подобному мышлению. Как же этого избежать? Прежде всего, признать, что наш взгляд на происходящее — не абсолютная истина, которую обязаны разделять все честные люди планеты, а именно наш взгляд. Другие люди могут по другому оценивать те же факты и с другой стороны смотреть на те же события. Это не делает их врагами и негодяями, с которыми надо биться насмерть. Это делает их ценнейшим даром от Бога — теми друзьями, которые помогают нам увидеть ситуацию с другой стороны.

Это еще не значит, что они — правы. Скорее всего нет, потому что мы все неправы. Но они могут избавить нас от превращения в тех самых «ангелов света», которые со стороны больше похожи на бесов. Люди, которые с вами категорически не согласны, которые Вас раздражают — это спасательные канаты, которые Бог бросает, чтобы вы за них ухватились.
Рождественская лестница. Возможность для чуда

Церковь «на самом деле»

Рождественская лестница. Несколько добрых слов

Чувство вины — это не всегда плохо

Рождественская лестница. Пока смертные спят

Новый Завет и Бхагавад-Гита: в чем разница?

Рождественская лестница. Добро пожаловать в Адвент!

Бог — это «небесный тиран»?

Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства
  Следующие 20 >>