Один из вопросов, который часто задают: “существует почти бесконечное число религий, как делать правильный выбор из такого множества вариантов?”
Ответ состоит в том, что мировоззрения довольно легко классифицировать. В наших религиозных поисках мы не хватаем произвольный предмет с полки - мы проходим через несколько развилок, на каждой из которых совершаем определенный выбор.
Нам стоит уточнить, из каких критериев мы исходим, делая тот или иной поворот. Если очень коротко, то из нашего опыта как людей, обладающих мышлением, свободной волей и нравственным чувством.
На первой развилке мы оказываемся перед вопросом - “существует ли духовная реальность, или все сводится к движению материи, подчиненной вечным, неизменным и безличным законам природы?” Если существует только материя, то Бога нет - но также нет свободной воли и мысли, поскольку в этом случае все наши акты мышления и произволения полностью детерминированы процессами, происходящими в головном мозге, которые, в свою очередь, детерминированы законами природы. Чтобы быть материалистами, нам пришлось бы объявить иллюзией (что последовательные материалисты и делают) не только Бога, но и наш повседневный опыт свободной воли. Если мы считаем наше мышление и свободу реальностью, это уже выводит нас за рамки материализма. Существует духовная реальность.
Но (тут мы оказываемся перед второй развилкой) нам предстоит решить, является ли эта реальность безличной (как закон Кармы или ”тонкая материя” оккультистов) или личностной. Мы можем обратиться к нравственному чувству - если существует подлинная, объективная разница между добром и злом, кто (или что) задает эту разницу? Какой-нибудь безличный закон Кармы не может справиться с этой задачей, потому что нравственные предпочтения бывают только у личности.
На третьей развилке мы выбираем между политеизмом и монотеизмом - богов много или есть только один Бог? В политеистических воззрениях боги могут иметь разные мнения и конфликтовать между собой - кто из них прав? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны предположить над ними какого-то третейского судью, который один является источником морального закона и, таким образом, Богом в собственном смысле. У нравственного Закона не может быть ряда конфликтующих источников - только один.
На четвертой развилке нам предстоит выбрать между тремя религиями, проповедующими единого Бога - Иудаизмом, Христианством и Исламом. И тут нам предстоит рассмотреть притязания Иисуса Христа на то, что Он - Бог и Спаситель, и свидетельство Апостолов о том, что Он воскрес из мертвых. В этом кратком изложении мы не можем останавливаться на этом подробно, но, так или иначе, выбор веры это дорога с немногими поворотами, а не выбор из бесконечного количества вариантов.