Недавно из Рима пришла новость о причислении к лику святых женщины по имени Агнес Гондже Бояджиу (более известной во всем мире как Мать Тереза Калькуттская) - католической монахини, ставшей символом милосердия и сострадания, смирения и самопожертвования. Вклад Матери Терезы в дело милосердия и помощи, неоднократно признанный многочисленными наградами (в том числе Нобелевской премией мира), очевиден - достаточно сказать, что после ее смерти в 1997 году осталась огромная благотворительная организация, насчитывающая около 4000 миссионеров и сотни отделений во многих странах мира. Само ее имя стало нарицательным.
Надо сказать, отношение к Матери Терезе в протестантской среде неоднозначно. Есть как восторженные отзывы о ее деятельности и призывы с кафедры к следованию по ее стопам, так и критические замечания. К примеру, несколько дней назад прочитал статью The Myth Of Mother Teresa ("Миф о Матери Терезе"), где автор рассуждает о ее приверженности католическим догмам (в частности, пресуществление хлеба и вина в реальные плоть и кровь Христа), а также о ее понимании милосердия и служения. Приводится много цитат (возможно, не отражающих в полноте ее взглядов или являющихся плодом сомнений и духовных поисков), в которых Тереза Калькуттская не делает в своем служении большого акцента на христианском богословии, призывает не изменять религиозные взгляды страждущих и не проповедовать им о Христе напрямую. Она говорит о своем желании свидетельствовать о любви Божьей, уважать все религии, видеть Христа в каждом человеке.
Разумеется, такой подход к миссионерскому служению является весьма проблематичным для строго библейского, протестантского богословия. Что толку, если человек приобретет весь мир, а душе своей повредит? Как можно не ставить в центр нашего служения весть о спасении, которое только во Христе, только по благодати и только через веру? Не будет ли такое служение напрасным или даже вредным, дающим страждущим ложную надежду? И я бы не стал отмахиваться от этих вопросов, они вполне правомерны.
С другой стороны, мы часто впадаем в иную крайность. Послание Иакова описывает ее словами "идите с миром, грейтесь и питайтесь". Наша "правильная", "сбалансированная", "богословски точная" проповедь часто не продиктована и не сопровождается любовью к людям. В ней нет заботы, интереса, жертвы, сострадания и понимания. Присутствует лишь холодное и отстраненное начетничество, лишенное тепла, которое видели во Христа даже далекие от иудейского религиозного контекста люди. Человек воспринимается не столько как нуждающаяся в помощи личность, сколько как абстрактный "объект", которому надо быстрее "засвидетельствовать". Возможно я несколько утрирую, но как раз здесь нам может помочь пример Матери Терезы - образ, исполненный любви и милосердия.
Да, можно критиковать какие-то отдельные богословские заявления, но при этом помнить - она не богослов и не профессор реформатской семинарии. При этом никакой верующий не может быть абсолютно подобным Господу и стать для нас примером во всем. "Подражайте мне" - пишет Павел, но далее добавляет: "как я Христу". Мы же склонны судить категорично, рисовать светлые или черные образы, давать резкие оценки. И что интересно, при всех этих суждениях, мало кто может показать реальный пример четкого богословия и одновременно, жертвенной любви к людям. Возможно, именно поэтому христианство многими воспринимается как суровая и законническая религия, подавляющая свободы и не знающая снисхождения.