анонсы статьи
новости
16.12.2024
Папа Римский призвал к рождественскому перемирию в мире

8.12.2024
Форум по профилактике экстремизма

27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском

31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера
О Матери Терезе и служении милосердия

Антон Лебедев, Саранск

Недавно из Рима пришла новость о причислении к лику святых женщины по имени Агнес Гондже Бояджиу (более известной во всем мире как Мать Тереза Калькуттская) - католической монахини, ставшей символом милосердия и сострадания, смирения и самопожертвования. Вклад Матери Терезы в дело милосердия и помощи, неоднократно признанный многочисленными наградами (в том числе Нобелевской премией мира), очевиден - достаточно сказать, что после ее смерти в 1997 году осталась огромная благотворительная организация, насчитывающая около 4000 миссионеров и сотни отделений во многих странах мира. Само ее имя стало нарицательным.

Надо сказать, отношение к Матери Терезе в протестантской среде неоднозначно. Есть как восторженные отзывы о ее деятельности и призывы с кафедры к следованию по ее стопам, так и критические замечания. К примеру, несколько дней назад прочитал статью The Myth Of Mother Teresa ("Миф о Матери Терезе"), где автор рассуждает о ее приверженности католическим догмам (в частности, пресуществление хлеба и вина в реальные плоть и кровь Христа), а также о ее понимании милосердия и служения. Приводится много цитат (возможно, не отражающих в полноте ее взглядов или являющихся плодом сомнений и духовных поисков), в которых Тереза Калькуттская не делает в своем служении большого акцента на христианском богословии, призывает не изменять религиозные взгляды страждущих и не проповедовать им о Христе напрямую. Она говорит о своем желании свидетельствовать о любви Божьей, уважать все религии, видеть Христа в каждом человеке.

Разумеется, такой подход к миссионерскому служению является весьма проблематичным для строго библейского, протестантского богословия. Что толку, если человек приобретет весь мир, а душе своей повредит? Как можно не ставить в центр нашего служения весть о спасении, которое только во Христе, только по благодати и только через веру? Не будет ли такое служение напрасным или даже вредным, дающим страждущим ложную надежду? И я бы не стал отмахиваться от этих вопросов, они вполне правомерны.

С другой стороны, мы часто впадаем в иную крайность. Послание Иакова описывает ее словами "идите с миром, грейтесь и питайтесь". Наша "правильная", "сбалансированная", "богословски точная" проповедь часто не продиктована и не сопровождается любовью к людям. В ней нет заботы, интереса, жертвы, сострадания и понимания. Присутствует лишь холодное и отстраненное начетничество, лишенное тепла, которое видели во Христа даже далекие от иудейского религиозного контекста люди. Человек воспринимается не столько как нуждающаяся в помощи личность, сколько как абстрактный "объект", которому надо быстрее "засвидетельствовать". Возможно я несколько утрирую, но как раз здесь нам может помочь пример Матери Терезы - образ, исполненный любви и милосердия.

Да, можно критиковать какие-то отдельные богословские заявления, но при этом помнить - она не богослов и не профессор реформатской семинарии. При этом никакой верующий не может быть абсолютно подобным Господу и стать для нас примером во всем. "Подражайте мне" - пишет Павел, но далее добавляет: "как я Христу". Мы же склонны судить категорично, рисовать светлые или черные образы, давать резкие оценки. И что интересно, при всех этих суждениях, мало кто может показать реальный пример четкого богословия и одновременно, жертвенной любви к людям. Возможно, именно поэтому христианство многими воспринимается как суровая и законническая религия, подавляющая свободы и не знающая снисхождения.
Рождественская лестница. Возможность для чуда

Церковь «на самом деле»

Рождественская лестница. Несколько добрых слов

Чувство вины — это не всегда плохо

Рождественская лестница. Пока смертные спят

Новый Завет и Бхагавад-Гита: в чем разница?

Рождественская лестница. Добро пожаловать в Адвент!

Бог — это «небесный тиран»?

Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства
  Следующие 20 >>