«Пусть люди спрашивают, почему Катону нет памятника, чем почему ему стоит памятник».
Марк Порций Катон Старший (234—149 до Р.Х.)
Если ради установки или сноса памятника кому-либо из известных грешников проливается кровь «одного из малых сих» – благо это или худо? Порой приходит время решительно расправиться с идолами рухнувшей эпохи, которыми так легко обрастает общество. Но как же часто люди, впадая в массовый психоз и истерию, крушат старых драконов, возводя новых!
Человек упорно создает себе кумиров. Власть предержащие не только их создают, но и обожествляют. Кумир, окропленный кровью, превращается в молоха и требует новых жертв, а потому еще больше укрепляется на постаменте.
Человек грешен. Преуспевший в чем-либо и прославившийся человек остается грешником. Стоит копнуть поглубже и практически у каждого героя найдется его темная сторона. Нередко памятники ставятся самым выдающимся грешникам. Возможно ли отмечать достойных памяти и памятников людей, не впадая при этом в крайности? Скорее – да…
Однако вопросов много. Например, когда прогуливаешься по Александро-Невской лавре, видя химерическое сочетание пятиконечных звезд и крестов на надгробиях людей, считавшихся самыми достойными во время двух разных эпох. И что делать? Расселять?
Когда слышишь о новых памятниках Ивану Грозному и Сталину. Когда видишь старые памятники Ленину в каждом городе своей страны. Или в самом сердце этой страны – мавзолей с его телом и толпы воодушевленных возможностью поглазеть на него китайцев. Ленинопад? И новые сомнительные герои? Для одних – да, для других – ни в коем случае.
Когда вижу новости о столкновениях в Соединенных Штатах по поводу демонтажа памятников героям гражданской войны и расистов по совместительству. А кто из нас без греха? Тогда не лучше ли снести разом все монументы? Или как рекомендовал один сатирик ставить памятники со съемными головами и руками? А тут еще глянешь очередное завораживающее видео из Пхеньяна, где люди в XXI веке кланяются золотым истуканам. Может все-таки скорее – нет? То есть неужели невозможно без крайностей?..
В современной России православие вновь переплелось с государственной идеологией. Поэтому никого не удивляет, если рядом с ЗАГСом установлены статуи Петра и Февронии, считающихся покровителями семьи и брака. В день их памяти уже не первый год отмечается День семьи, любви и верности.
Даже в мыслях нет подвергать сомнению личное благочестие этих древнерусских православных святых. Наверняка это были вполне достойные люди, жизнь которых по вполне понятным причинам обросла легендами. Однако мало кто вспоминает, что, согласно преданию, супружеская жизнь Муромской четы завершилась монашескими обетами, поскольку вершиной стяжания святости в православии считается иноческий подвиг.
Всем не угодишь. Для любого евангельского христианина, фундаментом веры которого является не предание, а Писание, такой образец для семейной жизни будет крайне сомнительным. В конце жизни благочестиво разойтись? Это христианский идеал? А тут еще говорят о каких-то цивилизованных разводах…
В частности, для автора этих строк весьма приятно, что, например, в Хабаровске рядом с городским дворцом торжеств установлен монумент не православным святым, а Библии. А на ее каменных страницах выбит гимн подлинной любви из 13-й главы Первого послания к Коринфянам апостола Павла. Бесконечно актуальные и богодухновенные слова на все времена! И значит многим точно будут не по нраву.
Прошлое требует осмысления. Осмысленное прошлое нередко требует покаяния. Так в центре города Пензы стоит каменное изваяние молящегося человека, опустившего голову и держащегося за нее руками. Памятник посвящен жертвам сталинских репрессий, и стоит на месте уничтоженного храма, в подвалах которого чекисты казнили массу неугодных новому режиму людей. Памятник так и называется – «Покаяние». Вот таких точно недостаточно.
Есть и другой вид мемориалов – те, что устанавливаются убиенным пророкам сыновьями палачей. По словам Христа, это не только разновидность особо изощренного самообольщения, но и свидетельство против себя самих. Вместо сокрушения перед Богом, таким способом увековечивается циничное пополнение прежней чаши злодейств. Такие памятники – дело рук потомственных палачей и богоборцев.
Кроме всего прочего в наши дни во многих городах в целях развития туризма активно ставят забавные статуи реальных и вымышленных героев. Пожалуй, это самая нейтральная и безобидная категория памятников. Александр Сергеевич и вовсе настаивал, что воздвиг себе памятник нерукотворный. А сколько рукотворных стоит теперь и появится еще? Ай да Пушкин!..
На страницах Библии неоднократно упоминаются памятные камни, которые были предназначены увековечить богоявление или особое Божье вмешательство в земную историю. Такие памятники устанавливали Иаков, Иисус Навин, Самуил и другие. Груда камней была призвана напоминать о неповиновении Ахана. Жена Лота стала соляным столпом, а Иисус завещал ее вспоминать.
Таким образом, согласно Божьего Слова, мы видим, что людям важно напоминать о Боге и Его милости, а также о пагубности отступничества от Его заповедей. «Авен-Езер», установленный Самуилом, был предназначен укреплять веру и воодушевлять на верность единому Богу Яхве. Именно поэтому знаменитый миссионер Хадсон Тейлор помещал везде, где он жил, надпись: «Авен-Езер – Иегова-Ире», что означает «Господь помогал в прошлом и Господь усмотрит в будущем». А вот с остальными памятниками вопросы и трудности неизбежны.