В последний день октября 1517-го года Мартин Лютер прибил к дверям виттенбергской церкви свои 95 тезисов. Именно это событие принято считать началом Реформации. В результате Реформации появились протестантские церкви и произошли изменения в церкви католической. Помимо чисто религиозных преобразований, она оказала в целом существенное влияние на историю развития многих европейских стран.
В юбилеи обычно принято подводить итоги и оценивать изменения, которые вызвали события давних лет в нашей сегодняшней жизни. Я же решил взглянуть немного иначе, то есть как бы с другой стороны - есть ли что-то из того, что обычно принято ассоциировать с наследием Реформации, что хуже всего "прижилось" в среде российских протестантов? Какие элементы или какие ценности реформатов менее всего повлияли на протестантизм в нашей стране?
Базовые богословские основания Реформации я сразу решил не рассматривать, так как, если какая-то из протестантских деноминаций отвергает основные постулаты протестантизма о вере и Писании (Sola Scripture, Sola fide), то такую церковь, строго говоря, уже нельзя называть протестантской. Однако Реформация, возникшая в Европе 500 лет назад, не сводится лишь к простым тезисам. Её наследие значительно шире. На мой взгляд, если говорить о всём комплексе изменений, которые привнесла Реформация, наименьшее влияние на российские церкви (в том числе и церкви протестантские) оказало изменение отношения к работе и повседневной жизни вообще. Принято считать, что протестантизм позволил по-новому оценить роль труда в жизни верующего.
Конечно, и до Реформации были разные взгляды и разные мнения, но в целом более распространено было представление о необходимости трудиться, как о тяжёлом последствии грехопадения. Для поддержания жизни в нашем теле нам нужен хлеб, который мы вынуждены "добывать в поте лица". О том, что вообще-то повеление трудиться (в том числе возделывать и сохранять сад) было поручено человеку самим Творцом ещё до грехопадения - вспоминалось реже.
Протестантизм внёс изменение в систему ценностей и одно из них непосредственно касалось отношения к труду. На мой взгляд, именно это изменение к своей повседневной работе в нашей стране не произошло. В большинстве случаев выражение «работать, чтобы жить», которое, скорее, подходит к античным временам - нам более привычно и органично, чем более "протестантское" - "жить, чтобы работать". Отмечу, что когда речь идёт о ценностях или приоритетах – важнее не столько то, что где-то прописано или провозглашено, сколько то, что мы действительно думаем и чем руководствуемся. По моему мнению, в среде российских протестантов сохраняется несколько пренебрежительное отношение к труду.
Речь идёт не о том, что верующие халатно относятся к выполнению своих профессиональных обязанностей (хотя, увы, бывает и такое), а о том, как в целом мы относимся к тому, чему посвящаем бОльшую часть нашего времени – работе, повседневным делам, поддержанию порядка в доме и так далее. Часто все эти «трудовые будни» воспринимаются, как некая неприятная и досадная необходимость, которая лишь отрывает наши силы и время от главного, то есть от служения Богу и ближнему.
В среде российских протестантов, жизнь христианина по-прежнему часто воспринимается, как бы состоящая из двух неравноценных частей. Одну из них можно условно назвать "духовной". Она обычно включает в себя посещение церкви, участие в различных служениях (пение в хоре, проповедь, изучение Библии, работа с детьми в воскресной школе и т.д.). Другая часть ("мирская") представляет собой всё остальное – работа, учёба, выполнение повседневных домашних обязанностей и т.п. Конечно, всё это не воспринимается, как нечто ненужное или тем более греховное. Скорее, как что-то второстепенное, что, разумеется, надо делать и желательно побыстрее, чтобы «на главное» осталось побольше и времени, и сил. Ну а в идеале хорошо бы и вовсе трудиться где-то в христианских организациях, а не "растрачивать себя", работая в частных, государственных, муниципальных и прочих структурах. По мнению многих российских протестантов, если и есть какая то польза от работы "в миру" (за исключением заработка), то исключительно в том, что можно улучить возможность поделиться своей верой с неверующими коллегами.
Традиционное для многих европейских протестантов восприятие духовной жизни, как в том числе совокупности "малых дел", в числе которых качественное выполнение своих профессиональных обязанностей, правильное отношение к заработанному, содержание собственного дома и тому подобное – в нашей среде, если и приживается, то очень неохотно. Нас не очень вдохновляют все эти "трудовые будни" и "хочется чего-нибудь такого". Повседневное кажется скучным и унылым и "душа требует" непременно чего-нибудь яркого. Трудовые достижения в форме ежедневного, последовательного и качественного выполнения своей работы нас не очень привлекают. Добросовестность в повседневных делах, трудовая дисциплина едва ли стали всерьёз восприниматься, как христианские добродетели, а нерадивость, лень и халатное отношение к труду, как серьёзные грехи.
Однако основоположники европейской Реформации относились к этим вопросам иначе. Например, Лютер писал, что человек рождён для труда, как птица для полёта. Звучит несколько пафосно, но хорошо отражает ценностные ориентиры того периода истории протестантизма. Причём под трудом Лютер понимал вовсе не обязательно лишь выполнение какой-то работы в церкви. Он видел его значительно шире: "Весь мир можно заполнить служением Богу - не только церкви, но и дома, кухни, погреба, мастерские и поля".
Можно вспомнить и другую известную цитату реформатора: "Бог не обращает внимание на незначительность делаемой работы, но смотрит в сердце того, кто служит Ему этой работой. Это касается даже таких повседневных работ, как мытье посуды и доение коровы".
Я написал исключительно о России. Это не значит, что только в наших протестантских церквях утеряны какие-то важные элементы, которые принято относить к наследию Реформации. Уверен, что за 500 лет протестантами в других странах также утеряно многое из того, что терять не стоило, но об этом правильнее писать им самим.