Как сообщили в новостях, двое пожарных, Михаил и Александр (обоим немного за тридцать) погибли, спасая людей из горящего здания. Они успели спасти семерых человек - взрослых и детей, но тут их убил внезапный выброс огня. Земной путь двух этих героев завершился, но людям, которых они спасли, еще предстоит долгая жизнь, в которой они будут знать, что каждый день они живут благодаря подвигу пожарных, которые отдали за них свои жизни. Это трудное знание. Хорошо быть живым героем и благодетелем - когда ты кого-то спас и знаешь об этом. Есть чем гордиться. Но когда тебя спасли?
Тут гордиться не получится - заслуженная хвала достанется кому-то другому, а ты - не благодетель, а получатель благодеяния, причем очень дорогого, дороже не бывает.
Это может восприниматься как бремя - и бремя невыносимое. Только ты захочешь погордиться собой, как вспомнишь, что твоя жизнь продолжается благодаря подвигу другого - и гордость натыкается на болезненную преграду.
Поэтому бывает так трудно поверить в Евангелие. С одной стороны, это благая, очень хорошая весть - Бог даровал нам прощение грехов и вечную жизнь. Все очень хорошо, намного лучше, чем мы смели надеяться, впереди у нас не мрак небытия, а свет Небесного Иерусалима, дверь в блаженную вечность распахнута, нас настойчиво зовут внутрь.
Но чтобы войти, мы должны уверовать в то, что возвещают Апостолы - "за наши грехи умер Невиновный". Сын Божий, как говорится в церковной молитве "в плоть облекся, был распят и погребен за нас, неблагодарных и злонравных".
Это не упрек, не обвинение - напротив, это избавление от любых обвинений, Христос забрал все наши грехи на Голгофу. Но это означает, что мы не сможем гордиться собой - мы не благодетели, а получатели благодеяния, не герои, совершившие подвиги, но люди, спасенные подвигом Другого. Хвала, слава, благодарение и поклонение не может принадлежать нам - она принадлежит только Ему.
И чтобы принять это - и войти в дверь спасения - нужно смирение. Потому что больше всего смирения нужно не для того, чтобы терпеливо сносить обиды - ведь при этом мы можем гордиться и хвалиться нашей добродетелью - а чтобы принять незаслуженное благодеяние.
Гордыня требует славы и хвалы себе - но Евангелие не оставляет ей не малейшего шанса. Вся слава в нашем спасении принадлежит только Христу. Когда христиане смиряются с этим, они обретают истинную жизнь - и даже истинную славу, которая есть слава Христова, сияющая через них.