анонсы статьи
новости
24.1.2025
Молитва о единстве христиан

1.1.2025
В Пакистане арестовали по стандартному обвинению в богохульстве христианку, мать двоих детей

16.12.2024
Папа Римский призвал к рождественскому перемирию в мире

8.12.2024
Форум по профилактике экстремизма

27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском

31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде
Вера без оснований?

Сергей Худиев, Москва

Обычный упрек, который атеисты выдвигают христианам - это упрек в “вере без оснований”. Все утверждения науки строятся на каких-то проверяемых основаниях - на результатах экспериментов, которые можно воспроизвести, или наблюдений, которые можно повторить. Религиозные верования - на слепом доверии к авторитету традиции.

Кто-то, затерянный во тьме веков, выдумал благочестивую легенду, и с тех пор ее бездумно повторяют, даже не задумываясь о том, есть ли за ней какие-то основания. Что же сказать на это? Прежде всего, нам следует избежать путаницы между основаниями для веры вообще и научными основаниями.

Есть ли у меня научные основания верить в то, что друзья, которые позвали меня на обед, не хотят меня отравить? Научных - никаких. Я просто доверяю моим друзьям - на основании личного опыта знакомства с ними. Есть ли у меня научные основания доверять свидетельству историков, что Александр Сергеевич Пушкин был смертельно ранен на дуэли с Дантесом? Естественнонаучных - нет. Мы не можем пронаблюдать эту дуэль или воспроизвести ее в ходе эксперимента. Это уникальное, невоспроизводимое историческое событие - как и любое другое событие в истории. Мы знаем о нем из письменных сообщений современников.

Могу ли я научно доказать нравственные истины, например, то, что “невинных людей убивать нельзя”? Нет. В истории было не так мало людей, которые отвергали эту истину, а опровергнуть их научно, показав неправоту в ходе эксперимента, невозможно. Мы считаем, что они неправы, но по причинам, не имеющим отношения к науке.

Кроме религиозных, у нас есть еще масса истин, в которые мы верим без естественнонаучных обоснований. Научный метод (при всей его успешности в своей области) не является всеобъемлющим, многие важные истины находятся вне его поля зрения.

У нас есть другие, вненаучные основания верить в эти истины - нравственное чувство, свидетельство других людей, философские соображения, которые сами по себе лежат вне научного метода.

Мы верим в существование добра и зла на основании нашего нравственного опыта. Этот наш нравственный компас подразумевает существование Полюса Добра, на который он указывает. Мы находимся в возникшей какое-то ограниченное время назад, упорядоченной вселенной, в которой обнаруживается четкая математическая структура, указывающая на Творящий Разум. Более того, эта упорядоченность “тонко настроена” таким образом, чтобы поддерживать жизнь - что указывает на разумное, целенаправленное творение. Мы располагаем историческими свидетельствами учеников и апостолов о человеке по имени Иисус, который воскрес из мертвых. У нас есть основания для веры - и есть в избытке. Их можно отвергать, их можно оспаривать, но невозможно говорить, что их нет.
Страх и трепет

Ложный страх Божий

Чудеса и сверхсветовые перелеты

Секрет гениальности Баха

Мы можем выбрать веру и надежду

Мы не приняли духа рабства...

Рождественская лестница. Возможность для чуда

Церковь «на самом деле»

Рождественская лестница. Несколько добрых слов

Чувство вины — это не всегда плохо

Рождественская лестница. Пока смертные спят

Новый Завет и Бхагавад-Гита: в чем разница?

Рождественская лестница. Добро пожаловать в Адвент!

Бог — это «небесный тиран»?

Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»
  Следующие 20 >>