анонсы статьи
новости
1.1.2025
В Пакистане арестовали по стандартному обвинению в богохульстве христианку, мать двоих детей

16.12.2024
Папа Римский призвал к рождественскому перемирию в мире

8.12.2024
Форум по профилактике экстремизма

27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском

31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса
Проверяема ли вера в Бога?

Сергей Худиев, Москва

Беседуя с атеистами, я постоянно слышу о том, что христианство требует веры в принципиально непроверяемые вещи - и это признак инфантилизма, а вот в науке все требуется проверять, а это признак зрелости и интеллектуальной добродетели. В чем ошибка этого тезиса?

Прежде всего, в науке далеко не все возможно проверить. Ученые, например, верят в то, что наша вселенная образовалась примерно 13.7 миллиардов лет назад в результате так называемого “Большого Взрыва”. Можно ли это проверить? Строго говоря, нет - это уникальное, невоспроизводимое событие. Почему же ученые в него верят? На основании ряда косвенных признаков - таких как ”красное смещение” или реликтовое излучение.

“Большой взрыв” наилучшим образом объясняет то, что мы видим. Это так и с рядом других научных теорий - их утверждения невозможно проверить. Но можно счесть их обоснованными выводами из данных, которые мы проверить можем. ”Непроверяемое” и ”необоснованное” - это разные вещи. Какие-то утверждения могут быть ”непроверяемыми” - но при этом вполне основанными. Вера в Бога “непроверяема” в том смысле, что реальность Бога нельзя продемонстрировать в пробирке, над Ним невозможно ставить экспериментов. Но это не делает ее ”необоснованной”.

Наша вселенная выглядит так, как будто она начила расширяться 13.7 миллиардов лет назад - но мы знаем о ней и еще некоторые вещи. В частности, как пишет выдающийся ученый (и атеист) Стивен Хокинг: «Законы науки в том виде, в котором мы их знаем сейчас, содержат много фундаментальных величин, таких, как электрический заряд электрона и отношение массы протона к массе электрона... Удивительно, что значения таких величин были, по-видимому, очень точно подобраны, чтобы обеспечить возможность развития жизни... Величины, о которых мы говорим, имеют сравнительно немного областей значений, при которых возможно развитие какой бы то ни было разумной жизни. Большая же часть значений отвечает вселенным, в которых, как бы они ни были прекрасны, нет никого, кто мог бы ими восхищаться» (Стивен Хокинг «Краткая история времени», 1988).

Это немедленно вызывает вопрос - кем они были “очень точно подобраны?” Кем-то, кто предвидел наше появление в этой вселенной и желал его - то есть некой Личностью, обладающей разумом и волей.

Именно Тем, кого мы и называем Создателем - и вера в него хотя и не проверяема в пробирке, но обоснована никак не хуже (а, пожалуй, и лучше) чем вера в “Большой Взрыв”.
Мы можем выбрать веру и надежду

Мы не приняли духа рабства...

Рождественская лестница. Возможность для чуда

Церковь «на самом деле»

Рождественская лестница. Несколько добрых слов

Чувство вины — это не всегда плохо

Рождественская лестница. Пока смертные спят

Новый Завет и Бхагавад-Гита: в чем разница?

Рождественская лестница. Добро пожаловать в Адвент!

Бог — это «небесный тиран»?

Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные
  Следующие 20 >>