Недавно мне на глаза попалось высказывание известного атеистического публициста А. Маркова, который огорчается на то, что авторы книг об эволюции часто цитируют высказывание Дарвина, завершающее его знаменитую книгу о происхождении видов:
"Есть величие в этом воззрении, по которому жизнь с ее различными проявлениями Творец первоначально вдохнул в одну или ограниченное число форм; и между тем как наша планета продолжает вращаться согласно неизменным законам тяготения, из такого простого начала развилось и продолжает развиваться бесконечное число самых прекрасных и самых изумительных форм".
Марков видит в этом уступку Дарвина общественному мнению того времени и с огорчением замечает, что "просто удивительно, как удается до сих пор некоторым людям не замечать подлинного величия, захватывающей дух красоты научной картины мира".
Интересно, что сама эта фраза (и подобные ей, которые нередко произносят атеисты) опровергают атеизм. Ведь что она означает?
Во-первых, научная картина мира обладает такими свойствами, как "подлинное величие" и "захватывающая дух красота". Во-вторых, люди, которые этого величия и красоты не видят, неправы, и им высказывается порицание.
С самой фразой трудно не согласиться - конечно, научная картина мира полна величия и красоты. Я, например, был глубоко поражен, прослушав научную лекцию об атоме углерода. Вселенная подобна неисчерпаемо богатой картине, ее создал великий Художник с тем, чтобы мы могли возрадоваться ее красоте. Как пишет святой Григорий Нисский, Бог украсил вселенную, как пиршественную залу. У нее, конечно, реально, подлинно, объективно есть такие свойства, как красота и величие, которые отражаются, в частности, в научной картине мира. Мы должны это признавать и дивиться красоте и величию творения, которое она описывает.
Но это верно только в том случае, если мир сотворен Богом. Потому, что в рамках материализма вселенная, которую рисует нам научная картина мира, не может обладать такими нематериальными и неописуемыми в научных терминах свойствами, как "величие" и "красота".
В рамках материализма любая красота может находиться только в глазах смотрящего - и представлять собой чисто субъективную иллюзию, которой ничего не соответствует в реальном, объективном, материальном мире. Вы находите вселенную величественной и прекрасной, ваш сосед - ничтожной и безобразной, а спорить о том, кто из вас прав - бессмысленно, потому что в реальности вселенная просто не обладает никакими эстетическими качествами.
Признавая за вселенной красоту и величие, вы уже признаете неполноту ее научного описания. Вселенная обладает свойствами, которые принципиально не могут быть описаны в терминах движения материи. И тогда нам остается только задаться вопросом - почему вселенная обладает такими свойствами? Ценности - нравственные или эстетические - предполагают личностный источник. Кто-то наделяет вселенную красотой и наделяет нас способностью увидеть и оценить эту красоту.