анонсы статьи
новости
15.4.2024
В Исаакиевском соборе представили резную икону Божией Матери для незрячих

12.4.2024
Научная конференция в Санкт-Петербургском христианском университете

10.4.2024
СПбГУ запустил бакалавриат по «христианской теологии» с бюджетными местами

9.4.2024
Ситуация в Республике Гаити, охваченной бунтами, быстро ухудшается, начинаются погромы церквей

4.4.2024
Церковь в индийском штате Керала требует от властей защиты от слонов и тигров

2.4.2024
Началась регистрация на Всероссийскую конференцию служителей РС ЕХБ в июне 2024-го года

28.3.2024
Британские христиане оправданы после ареста за проповеди о гомосексуализме

26.3.2024
День открытых дверей в СПХУ

26.3.2024
Научная конференция «Актуальные вопросы евангелического (протестантского) вероисповедания»

14.3.2024
В Ливане состоялось освящение храма для русской православной общины
О подлинном величии научной картины мира

Сергей Худиев, Москва

Недавно мне на глаза попалось высказывание известного атеистического публициста А. Маркова, который огорчается на то, что авторы книг об эволюции часто цитируют высказывание Дарвина, завершающее его знаменитую книгу о происхождении видов: "Есть величие в этом воззрении, по которому жизнь с ее различными проявлениями Творец первоначально вдохнул в одну или ограниченное число форм; и между тем как наша планета продолжает вращаться согласно неизменным законам тяготения, из такого простого начала развилось и продолжает развиваться бесконечное число самых прекрасных и самых изумительных форм".

Марков видит в этом уступку Дарвина общественному мнению того времени и с огорчением замечает, что "просто удивительно, как удается до сих пор некоторым людям не замечать подлинного величия, захватывающей дух красоты научной картины мира".

Интересно, что сама эта фраза (и подобные ей, которые нередко произносят атеисты) опровергают атеизм. Ведь что она означает?

Во-первых, научная картина мира обладает такими свойствами, как "подлинное величие" и "захватывающая дух красота". Во-вторых, люди, которые этого величия и красоты не видят, неправы, и им высказывается порицание.

С самой фразой трудно не согласиться - конечно, научная картина мира полна величия и красоты. Я, например, был глубоко поражен, прослушав научную лекцию об атоме углерода. Вселенная подобна неисчерпаемо богатой картине, ее создал великий Художник с тем, чтобы мы могли возрадоваться ее красоте. Как пишет святой Григорий Нисский, Бог украсил вселенную, как пиршественную залу. У нее, конечно, реально, подлинно, объективно есть такие свойства, как красота и величие, которые отражаются, в частности, в научной картине мира. Мы должны это признавать и дивиться красоте и величию творения, которое она описывает.

Но это верно только в том случае, если мир сотворен Богом. Потому, что в рамках материализма вселенная, которую рисует нам научная картина мира, не может обладать такими нематериальными и неописуемыми в научных терминах свойствами, как "величие" и "красота".

В рамках материализма любая красота может находиться только в глазах смотрящего - и представлять собой чисто субъективную иллюзию, которой ничего не соответствует в реальном, объективном, материальном мире. Вы находите вселенную величественной и прекрасной, ваш сосед - ничтожной и безобразной, а спорить о том, кто из вас прав - бессмысленно, потому что в реальности вселенная просто не обладает никакими эстетическими качествами.

Признавая за вселенной красоту и величие, вы уже признаете неполноту ее научного описания. Вселенная обладает свойствами, которые принципиально не могут быть описаны в терминах движения материи. И тогда нам остается только задаться вопросом - почему вселенная обладает такими свойствами? Ценности - нравственные или эстетические - предполагают личностный источник. Кто-то наделяет вселенную красотой и наделяет нас способностью увидеть и оценить эту красоту.
О Дальнем Востоке, Евангелии и фазанах

Как я смогу радоваться в раю, если мои близкие окажутся в аду?

Мокрый храм

Является ли концепция прав человека христианской?

Добродетель незлобия

Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?

О знамениях с неба

Почему Бог не сделает как я хочу?

Божий мир выглядит по-другому

Иллюзия справедливого мира

О разнице между загадкой и тайной

Еще раз о евангельских «противоречиях»

Необъективность неверия

«Какой из Рождественских праздников, которые были в вашей жизни запомнился вам больше всего?» С Таким вопросом мы обратились к нашим слушателям и читателям. Некоторые ответы публикуем.
  Следующие 20 >>