Один из друзей недавно написал - как могут служители Церкви, с одной стороны, говорить о неспасенности и еретичности католиков-православных-харизматов (то же относится и к другим деноминациям), отлучать перешедших туда людей, и при этом заседать в межконфессиональных советах и посещать разные межцерковные общехристианские мероприятия?
Да, здесь явное противоречие и непоследовательность. И не потому, что ходить на совместные с другими христианскими мероприятия - это якобы плохо. Представительство, совместные молитвы, просто контакты и хорошие отношения - это важно, даже необязательно какое-то совместное служение (хотя, почему бы и нет, особенно в социальной сфере). Необязательно надо ждать, пока нужда или гонения заставят нас сотрудничать.
Проблема именно в отношении к другим церквям - если мы научили своих членов, что они неверующие или отступники. Соответственно, если "не наш" - надо его обязательно "заевангелизировать". А ушел "не к нашим" - отлучить. Мне видится, что если человек ушел в другую христианскую церковь - его надо отпускать с миром (я вообще не уверен, что даже ушедшего в мир надо "вдогонку" отлучать - он сам себя уже отлучил по факту). Отлучать надо за нераскаянность, бесчинство, жизнь во грехе и нежелание меняться, при этом того, кто "называется братом", находится в нашей общине и ведет себя так, как ни в чем не бывало. Мы же любим отлучать от христианства целые деноминации и отказывать им в "спасенности" и "возрожденности". Часто даже не сильно разобравшись в их учении.
По поводу евангелизации - в наш пост-христианский век с его переизбытком информации (в том числе и религиозной), с моей точки зрения, надо учить верующих не "каять" людей, не давить на них, не проповедовать свою конфессию и не считать всех по умолчанию неверующими, а именно свидетельствовать о Христе, говорить естественно о своей вере, делиться своими духовными переживаниями, в терпении сострадать людям. Имеющий уши слышать - он услышит. Кого Христос готовит - тот сам заинтересуется и будет спрашивать. А так мы только людей, по большей части, раздражаем своим религиозным снобизмом.
Значит ли это, что конфессиональные границы не важны? Нет, не значит - важны. Но значит ли это, что спасение зависит от учения той или иной Церкви / деноминации / союза? А вот здесь есть интересный момент. Очевидно, что учение о спасении должно способствовать, собственно, спасению. Но принятием учения само спасение не ограничивается. Как знание о спасательном жилете еще не означает, что вы его надели, не утонули и в безопасности выбрались на берег. Спасение - это, прежде всего, принятие Личности Христа и Его искупительной жертвы, а также решение отвергнуть себя, взять крест и идти за Ним. И здесь еще не стоит вопрос об ограниченности или всеобщности искупления, условности или безусловности избрания, потери спасения или его сохранности. Речь о принятии и следовании. Часто вопреки несовершенству знания и веры. Поэтому и нужно оставлять за инославными верующими право на свой собственный путь. А нам - пройти бы свой.