Несколько случаев, о которых не хочется говорить подробно, напоминают об опасностях, которые возникают перед каждым христианским лидером. Перед любимым и уважаемым пастырем, перед христианским общественным деятелем или лидером успешного служения. Часть из этих опасностей исходит от людей, которые враждебно настроены к нашей вере — это могут быть нападки, клевета, провокации, даже гонения.
С ними, в каком-то отношении, легче — они сразу опознаются и их авторами, и всеми, кто их видит, как враждебные. Эти люди нас явно не любят и не желают нам добра — так что мы знаем, от кого следует уклоняться и откуда ждать удара.
Но опасность для человека может исходить от тех, кто его любит и зла ему никоим образом не желает. Такова уж трагедия человеческой любви — она может быть глубокой, искренней и, при этом, вредоносной. Как, например, гиперопека со стороны любящих родителей, когда ребенка балуют и ограждают от столкновения с суровостью внешнего мира. В итоге он с этим миром все равно сталкивается, но будучи лишен необходимых навыков для жизни в нем. Любовь, лишенная рассудительности и ответственности, может очень сильно испортить ребенка.
Но она может испортить и взрослого. Мы все нуждаемся в людях, которые могут с любовью и уважением поправить нас, когда мы начинаем опасно заблуждаться. Не в наших врагах, которые используют наши слабости и провалы, чтобы радостно нас затоптать — а именно друзьях, которые скажут, что мы опасно «проваливаемся» и так нельзя. Нас не беспокоят нападки чужаков — они, наоборот, могут нас только раззадоривать. Но вот критика своих может заставить задуматься о том, что нам стоит что-то поменять. Мы все оглядываемся на людей, которые для нас важны.
Беда в том, что вокруг духовно и общественно заметного человека, который является светильником для многих, формируется круг людей, которые любят его той любовью, которой нерассудительные родители любят своих чад — ни при каких обстоятельствах не критикуют, и, более того, яростно бросаются на защиту, когда критикует кто-то другой.
У всех нас есть мощные инстинкты племенной лояльности — нельзя бранить своих. Ведь получается, что ты солидаризируешься с врагами! Эти инстинкты, которые приносят много вредного в мир, разогревая непримиримую вражду из противоречий, которые, в принципе, можно было бы уладить, не приносят никакой пользы и в Церкви. Потому, что подлинная любовь к человеку, забота о его благополучии, о том деле, которому он себя посвящает, предполагает готовность высказать свои возражения и критику, когда это необходимо. Беда в том, что по умолчанию критика воспринимается как враждебная, как попытка разрушить, а не помочь. Но мы должны руководствоваться не инстинктами — а любовью и ответственностью. Иногда именно любовь требует — со всем уважением, сдержанно и мягко — указать человеку на его грехи и провалы.