анонсы статьи
новости
8.12.2024
Форум по профилактике экстремизма

27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском

31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»
О заповеди «не лжесвидетельствуй»

Сергей Худиев, Москва

Запрещающие заповеди (те, которые начинаются со слова «не») очевидно относятся к ситуациям, когда у нас появляется соблазн их нарушить. Когда мы должны руководствоваться принципом «если нельзя, но очень хочется — все равно нельзя». Это верно и в отношении заповеди «не лжесвидетельствуй».

Эта заповедь относится вовсе не к тем людям, которым я сочувствую — я, очевидно, и не собирался лжесвидетельствовать на тех, кого считаю своими. У меня нет ни малейшего соблазна оклеветать тех, кто мне нравится или кем я восхищаюсь. Заповедь ограждает плохих людей (во всяком случае, тех, кого я считаю плохими). Может быть, они действительно плохие люди. Может быть, они действительно повинны в преступлениях. Но я не должен обвинять их в преступлениях, которых они не совершали потому, что заповедь Божия это запрещает.

Я не должен распространять обвинения против других людей, которые не готов подтвердить под присягой. Исполнить заповедь может быть трудно — потому что инстинктивно нам хочется, чтобы люди, которых мы ненавидим, как следует заслуживали этой ненависти; чтобы они были не просто неправы — а были сущими диаволами во плоти. Это помогает нам острее переживать нашу правоту. Поэтому люди легко подхватывают все, что чернит их врагов — достоверно это или нет — и охотно распространяют такого рода сообщения и, естественно, не бегут извиняться, если выясняется, что сообщения эти — ложные.

Это все получается как-то само собой — все побежали, и я побежал. Если мы не прилагаем сознательных усилий к тому, чтобы избежать потока, поток нас уносит. Но нарушение заповеди не делается извинительным, если оно делается повсеместным.

Клайв Льюис писал задолго до появления интернета. Но его слова приобрели особенно значение именно сейчас, когда сообщения самого разного содержания распространяются практически мгновенно. Вот что он говорил: «Предположим, вы читаете в газете историю о гнусных и грязных жестокостях. На следующий день появляется сообщение, где говорится, что опубликованная вчера история, возможно, не совсем соответствует истине и все не так страшно. Почувствуете ли вы облегчение: „Слава Богу, они не такие негодяи, как я думал“. Или будете разочарованы и даже попытаетесь держаться первоначальной версии просто ради удовольствия думать, что те, о ком вы читали, – законченные мерзавцы? Если человек охвачен вторым чувством, тогда, боюсь, он вступил на путь, который – пройди он его до конца – заведет его в сети дьявола. В самом деле, ведь он хочет, чтобы черное было еще чернее».

Льюис вовсе не говорит, что люди, о которых вы думали так плохо — славные ребята. Просто «они не такие негодяи, как я думал». Из того, что некоторые из возводимых на них обвинений оказались ложными, не следует, что они в целом прекрасные люди или их дело правое. Но заповедь ограждает не прекрасных людей — на которых я и так не стану возводить напраслины — а именно людей, которые мне сильно не нравятся. Именно в их отношении я должен опасаться, чтобы не возвести на них ложного свидетельства. Это трудно, но заповедь есть заповедь.
Чувство вины — это не всегда плохо

Рождественская лестница. Пока смертные спят

Новый Завет и Бхагавад-Гита: в чем разница?

Рождественская лестница. Добро пожаловать в Адвент!

Бог — это «небесный тиран»?

Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса

О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая
  Следующие 20 >>