В последнее время в христианских газетах и журналах появилось достаточно много статей на темы лидерства и руководства. Публикации пытаются ответить на очень важные для жизни христиан вопросы. Что значит быть лидером? Как понять, человек находится на своем месте или занимает чужое? Об актуальности этой темы говорит тот факт, что она также раскрывается в литературе, выпускаемой различными христианскими издательствами России.
Если попытаться проанализировать эти произведения, то в основном они направлены на то, чтобы помочь избавиться от неуверенности, помочь не отчаиваться и полагаться на Бога в любых обстоятельствах, смелее брать на себя ответственность. Для того чтобы подкрепить людей, на чьи плечи легло бремя руководства, приводятся примеры из Библии, где ее герои, поставленные Богом на то или иное служение, казалось бы, совершенно не соответствовали общепринятым представлениям о качествах, необходимых для данной, если так можно выразиться, «вакансии». Там, где следовало поставить человека опытного, ставился молодой. Там, где подразумевалось управление многими людьми, - человек косноязычный и так далее. Действительно, в Библии можно найти примеры не только того, как люди, подобные Исаии, с готовностью откликаются на призыв Божий: «Вот я, пошли меня!» (Ис. 6:8), но и пример Иеремии, отвечавшего: «...о, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод» (Иер. 1:6). Причем, последних примеров, пожалуй, больше.
Таким образом, в большинстве публикаций, посвященных проблеме лидерства, как правило, отстаивается следующая позиция: Бог поставил тебя на это место, Бог доверил выполнять тебе именно эту работу, нести это служение. Не отчаивайся, если ничего не получается. Трудности и конфликты – закономерность, они обязательно будут. Тебе также будет казаться, что ты совсем не подходишь для этого служения, но доверяй Богу. С этой позицией трудно не согласиться. Действительно, Бог часто избирает «немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор. 1:27). И юноша Давид, который выходит на бой с Голиафом, в большей степени соответствует божественной реальности, чем если бы было наоборот.
Безусловно, именно в таком ободрении и нуждаются все служители, тем более те, кто несет лидерское служение или работает руководителем. Вероятно, подобного рода материалов должно быть даже больше. Но признавая все это, надо признать и другое, что есть также в этой теме вопросы, которых мы, как правило, старательно избегаем. Не пытаемся ли мы порой вопрос: «Действительно ли Бог поставил меня именно на это служение» выдать за сомнение, которое обязательно надо гнать от себя? Ведь говоря об ответственности руководителя, прежде всего следует ответить на два вопроса. Первый – это правильно ли он определил место служения, на которое Бог его призвал? Второй – понимает ли руководитель, что ему придется определять дарования других и поручать им соответственно ту или иную работу, в чем тоже заключается его ответственность? Если два этих вопроса останутся без ответа, то дальнейший разговор об ответственности руководителя может превратиться в пустое теоретизирование.
Всем нам свойственно путать призвание и желание. То, что нам хочется, мы склонны отождествлять с Господней волей. Скажем, внезапное желание бросить все и уехать куда глаза глядят, называем призывом Бога и отправляемся в Якутию или Индию с вроде бы благими побуждениями – нести миссионерское служение. Наше неумение и нежелание учиться выполнять ту или иную работу оправдываем рассуждениями, что раз Господь поставил на стезю служения, то должен дать силы и знания, чтобы работа была выполнена. А проблемы, которые неизменно возникают вследствие подобных рассуждений, объясняем тем, что путь следования за Господом не бывает усыпан цветами. Что же происходит дальше?
Изначально принимая то, что каждый христианин всегда находится на том месте, куда Бог его поставил, руководитель нередко допускает ошибку в отношении своих подчиненных. Убеждение, что человека привел и поставил на данное место Бог, а не его собственное желание, подчас не позволяет заметить вполне очевидной ситуации, что этот самый человек просто не справляется с порученной ему работой, не выполняет ее по ряду причин. Чисто внешне он вроде бы старается, отдает все силы, жертвует собой и своим временем ради того дела, которое ему поручили, но результаты плачевны и никого удовлетворить не могут. В Библии мы читаем: «Если притупится топор, и если лезвие его не будет отточено, то надобно будет напрягать силы; мудрость умеет это исправить» (Еккл. 10:10).
Ничего не получается, потому что подчиненный не знает, что надо заточить топор. Возможно, заметив это, руководитель дает ему правильный совет, и, слава Богу, ситуация меняется к лучшему. Но, как показывает опыт, далеко не всегда мудрые наставления и разъяснительная работа приносят желаемый эффект. Не исключено, что через какое-то время ситуация может повториться. И вновь будут проявлены усердие, работоспособность, но... без всякого результата. Такое положение дел тягостно для обоих сторон, и каждая из них стремится как-то изменить ситуацию. Нередко руководитель опирается на известное изречение «кто не работает, тот не ошибается» и занимает выжидательную позицию. Тем более христианский руководитель, сверяющий свои поступки с Библией, призывающей к долготерпению.
Разумеется, каждый человек имеет право на ошибку. И так трудно бывает отличить ошибки, без которых не может обойтись ни одно дело, от отсутствия у человека дара или элементарной способности, необходимой для выполнения порученного ему дела. Все мы любим повторять замечательные стихи из Евангелия: «Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: «до семи», но до седмижды семидесяти раз» (Мф. 18:21-22). К сожалению, часто именно здесь происходит подмена понятий, заключающаяся в том, что есть большая разница между нашим отношением к брату, который согрешил против нас, и отношением руководителя к своему подчиненному, который просто не в состоянии выполнить поставленную перед ним задачу, так как не обладает для этого необходимыми данными. Есть также большая разница между христианским долготерпением и пассивностью там, где Господь ждет реальных действий и реальных результатов труда на Его ниве, между способностью прощать и необходимостью нести ответственность за то руководство, которое Бог поручил.
Определить и принять служение, на которое мы призваны Богом, бывает очень трудно, особенно когда Бог доверяет кому-то руководство другими людьми. Но еще сложнее принять на себя ответственность, которую в этом случае необходимо нести, помогая другим людям определиться с их местом служения. Кого-то надо подкрепить и ободрить, кого-то наставить и направить. А кому-то необходимо сказать, что служение или работа, за которую он взялся или которую ему поручили, не его. И в этом тоже ответственность руководителя.