анонсы статьи
новости
16.12.2024
Папа Римский призвал к рождественскому перемирию в мире

8.12.2024
Форум по профилактике экстремизма

27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском

31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера
Как преподают религию в немецких школах

Оксана Евдокимова, Бонн

Христианские церкви Германии участвуют в составлении программы религиозного образования и подготовке преподавателей
Христианские церкви Германии участвуют в составлении программы религиозного образования и подготовке преподавателей
Как преподавать религию в обществе, в котором проживают выходцы из разных стран, представители разных культур и конфессий? Этот вопрос в Германии с каждым годом приобретает все большую остроту.

Согласно Основному закону ФРГ, преподавание религии в школах страны гарантировано государством. Но так как Германия - федеративная республика, и вопросы образования находятся в ведении федеральных земель, то религиозное обучение здесь организовано по-разному.

В большинстве федеральных земель немецкие школьники изучают основы той веры, которую они исповедуют. Как правило, выбор ограничивается двумя направлениями - католическим и протестантским, так как жители Германии - преимущественно христиане. Самостоятельно принимать решение о том, основы какой религии они хотят изучать, школьники могут лишь по достижении 14 лет. До этого вопросы религии решают за них родители.

А что же делать детям атеистов или тех, кто не хочет, чтобы их отпрысков обучали Закону Божьему? И что делать школьникам из семей, в которых исповедуют ислам, иудаизм, буддизм или православие? У них есть право отказаться от урока религии, а вместо этого выбрать внеконфессиональный предмет. В Гамбурге, например, это этика, а в Северном Рейне-Вестфалии - философия.

Разделение по религиозному признаку

По мнению ряда экспертов, такая схема преподавания религии, а именно она действует в большинстве школ ФРГ, уже не отвечает демографическим вызовам современного немецкого общества.

Профессор по педагогике Боннского университета Фолькер Ладентин (Volker Ladenthin) в принципе выступает против разделения учеников во время урока религии по признаку их вероисповедания.
Самостоятельно принимать решение о том, какую религию им изучать, немецкие школьники могут лишь по достижении 14 лет
По его мнению, школа не может воспитать в человеке те или иные ценности. "Это миф, с которым нам следует расстаться, - считает Ладентин. - Школа может лишь показать наличие различных ценностей той или иной культуры и помочь учащимся сформировать собственное мнение".

Учиться уважительному отношению друг к другу

В качестве альтернативы нынешней схеме эксперт предлагает модель совместного урока религии или этики, на котором представители разных конфессий могут дискутировать об общих ценностях, учиться терпимому и уважительному отношению друг к другу.

Однако представители христианских церквей настаивают на сохранении существующей модели преподавания религии в немецких школах. Христианская церковь участвует в составлении программы и подготовке учителей. Председатель совета Евангелической церкви Германии епископ Вольфганг Хубер (Wolfgang Huber) не согласен с утверждением, что во время уроков религии создаются религиозные гетто. "Я каждый месяц из года в год слежу за ходом уроков религий в школах, и ничего похожего не наблюдаю", говорит Хубер.

Ислам - "дело тонкое"

Самым сложным вопросом в Германии является проблема преподавания в школе ислама. В ФРГ пока нет единой мусульманской организации, которой власти страны могли бы доверить столь "тонкое дело". На федеральном или земельном уровне политики настаивают на том, чтобы уроки ислама в школах проходили на немецком языке. Но где взять квалифицированных преподавателей и дополнительные финансы?

Власти понимают, что, "передоверяя" религиозное воспитание детей из мусульманских семей исключительно имамам, они не в состоянии осуществлять государственный надзор. Опасность влияния на умы детей радикальных исламистов, которые отвергают демократическое общественное устройство и законы Германии, все-таки есть. Основы ислама преподают пока лишь в некоторых государственных школах страны факультативно или в порядке эксперимента.

Берлинская модель

По-своему решили проблему в Берлине, имеющем статус федеральной земли. В 2006 году местное правительство, или Сенат, в состав которого входят социал-демократы и представители
В отличие от других немецких земель в Берлине школьники изучают Закон Божий лишь на факультативной основе
В отличие от других немецких земель в Берлине школьники изучают Закон Божий лишь на факультативной основе
Левой партии, ввели новый предмет - этику. Он знакомит детей с нравственными ценностями, философией вне привязки к какой-либо одной вере. Посещение этих уроков для школьников обязательно. А вот Закон Божий берлинским школьникам предлагают, наоборот, на факультативной основе.

Бывший коммунист и председатель фракции Левой партии в бундестаге Грегор Гизи поддерживает именно такую модель преподавания нравственных и духовных ценностей детям и подросткам, так как в немецкой столице проживают представители более 200 различных общин. По мнению Гизи, берлинская модель - самая современная в Германии. "На уроке в школе сидит ребенок мусульманина, католика и ребенок из нерелигиозной семьи, - подчеркивает политик. - Они сидят за партой рядом друг с другом и изучают вместе основы разных религий: ислама, буддизма, христианства и иудаизма. Помимо этого, школьники изучают основы философии".

Однако берлинская модель не нравится ни представителям католической и евангелической церквей, ни еврейской общине, ни исламским столичным организациям. В апреле 2009 года они организовали референдум, чтобы включить "религию" в качестве обязательного предмета, но их инициатива потерпела поражение.

DW-World
Рождественская лестница. Возможность для чуда

Церковь «на самом деле»

Рождественская лестница. Несколько добрых слов

Чувство вины — это не всегда плохо

Рождественская лестница. Пока смертные спят

Новый Завет и Бхагавад-Гита: в чем разница?

Рождественская лестница. Добро пожаловать в Адвент!

Бог — это «небесный тиран»?

Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства
  Следующие 20 >>