Недавние новости — очередной скандал с докладом о безобразных злоупотреблениях католических священников и покрывавших их иерархов - вызвал гнев и горечь у верующих и язвительные насмешки у атеистов, которые в очередной раз заявили, что не желают иметь ничего общего с «Богом этих людей».
Тут стоит заметить несколько вещей. Человек, использовавший власть, которой его наделили — изменник Богу и людям. Он не представитель Церкви или христианской веры — он ее предатель. Мы считаем представителями того или иного учения - людей, которые ему следуют, а не людей, которые его попирают. Мы не оцениваем Христа и апостолов по поступку Иуды.
Когда в оплоте феминизма и борьбы за права женщин — Голливуде — разразился скандал с Харви Вайнштейном и другими безобразниками, которые принуждали зависимых от них женщин - это еще не доказало несостоятельность феминизма. Феминизм можно критиковать — но куда как глупо было бы использовать для этой критики Харви Вайнштейна. Из того, что люди, на словах выступавшие за права женщин, оказались лицемерами, никак не следует, что сами эти права ложны.
Да и для любого вообще идеала мы найдем лицемеров, которые на словах присягают ему, а на деле самым вопиющим образом его попирают. Уничтожает ли это сам идеал? Тогда не осталось ни одного не уничтоженного идеала. Истина — это истина, а заблуждение — это заблуждение.
Но в данном случае мы говорим не об идеале, а о реальности Бога. Если Бог сотворил небо и землю, воплотился в лице Иисуса Христа, умер за наши грехи и воскрес из мертвых, даровал людям вечную жизнь, вернется во славе судить живых и мертвых — никакое предательство людей ничего не может в этом изменить. Предательство может погубить человеческую армию — но не Церковь.
Предатель ввергает себя туда же, куда вверг себя Иуда. Ужас этого невозможно осознать, но он не может отменить победу Бога. Победу, одержанную, когда Христос, преданный Иудой и распятый, воскрес из мертвых.
Было бы очень глупо уходить от Христа, потому что у вас вызвало понятное возмущение поведение Иуды.
Стоит заметить и то, что Церковь, в определенном отношении, более уязвима, чем мирские корпорации — более уязвима, чем тот же Голливуд. Внутри Церкви культивируется доверие — и будут те, кто постараются им воспользоваться. Христиане стремятся к миру — и злодеи могут воспользоваться нашим нежеланием идти на конфликт. Нам заповедано почитать ближнего (и, особенно, пастырей), и изменники могут этим воспользоваться. Короче говоря, добродетель делает людей уязвимыми. И тут надо помнить, что ко всем этим добродетелям важно добавить еще и рассудительность — если вы имеете дело с обманщиками и злодеями, вам как раз не надо доверять и смиряться. Впрочем, рассудительность понадобится нам и во всех остальных случаях.