анонсы статьи
новости
16.12.2024
Папа Римский призвал к рождественскому перемирию в мире

8.12.2024
Форум по профилактике экстремизма

27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском

31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера
Смерть Джокера

Игорь Попов, Москва

Меня всегда интересовал вопрос как произведение искусства становится знаковым культурным явлением. Почему та или иная книга или фильм внезапно вызывают множество споров и дискуссий. Видимо они находят такие болевые точки в общественном сознании, что остаться равнодушными мы не можем.

Они шокируют нас, вызывают отвращение, возмущают, заставляют задуматься и отрефлексировать потом свои впечатления и чувства. Именно за этим мы и идем в кино, читаем книги, а потом садимся за компьютер, лихорадочно набирая в текстовом редакторе мысли, которыми бы мы хотели поделиться друг с другом.

Фильм «Джокер», вышедший на экраны этой осенью, я смотреть не планировал. Если честно, я подустал от супергеройской тематики и еще более устал от романтизации антигероев. Однако бурное обсуждение этого фильма в сети, диаметрально противоположные мнения зрителей, многие из которых мои близкие друзья, мнение которых для меня не безразлично, убедили меня посмотреть «Джокер» самому и высказать свою точку зрения на него.

Последнюю точку в этом поставила статья Евгения Бахмутского «Джокер и Евангелие», которую опубликовала на сайте газета «Мирт». Статья очень интересная и дискуссионная, и я очень советую ее вам прочитать. Я же позволю себе подискутировать с ее автором по парочке интересных мыслей, которые меня лично очень зацепили. Скорее даже не поспорить, а продолжить некоторые рассуждения автора статьи.

Почему «Джокер» настолько зацепил зрителей, что они даже пожаловались на него министру культуры РФ? Я предлагаю зайти на эту тему несколько с другого ракурса. А подумать почему вообще идея супергероев, спасающих человеческую цивилизацию от вселенского зла, нашла такой отклик у зрителей. Причем не только у юных, но взрослых ценителей современного кино.

Если внимательно смотреть на массовую культуру, то скачки интереса к идее супергеройства возникают тогда, когда общество находится в кризисе и культура реагирует на это, предлагая свои пути решения этих проблем. Мир нуждается в религиозной идее. Можно с этим спорить, можно не соглашаться, но я склонен все же считать, что чем дальше мир становится безрелигиозным и секулярным, тем больше он нуждается в религиозной идее.

Первым самым популярным супергероем был Супермен — герой комиксов, которые выпускаются компанией DC Comics. Он был придуман двумя американцами еврейского происхождения - писателем Джерри Сигелом и художником Джо Шустером и был продан Detective Comics (позднее DC Comics). Оригинальная история рассказывает, что Супермен появился на свет на планете Криптон и при рождении получил имя Кал-Эл. Еще младенцем он был отправлен на Землю своим отцом-ученым Джор-Элом за несколько минут до уничтожения Криптона. Его нашла и приютила семья канзасского фермера. Земные родители дали ребенку имя Кларк Кент. Еще в раннем возрасте у мальчика проявились сверхчеловеческие способности, которые он решил применять на благо человечеству. Супермен завоевал сердца ученых и критиков, изучающих его влияние на культуру США и остального мира. Даже Умберто Эко обсуждал мифические способности персонажа.

Итак, Супермен пришел в этот мир из другого мира. Пришел в особую эпоху, именно поэтому он так быстро завоевал мир и продолжает оказывать на него влияние. На ранние истории о Супермене оказывала влияние разразившаяся тогда Великая депрессия. «Левые» взгляды создателей Шустера и Сигела отражались в них. Супермен взял на себя роль социального активиста, борющегося с нечестными бизнесменами и политиками, а также со сносом старых зданий. Но не это самое важное. Важно то, каким стал и как явился в этот мир Кларк Кент.

Создатели комиксов о Супермене взяли за основу мифологические образы супергероев, уже известные в культуре мира – это Геркулес и Самсон. Нужно сказать, что, не смотря на свои «левые» взгляды, Шустер и Сигел интуитивно использовали исконно религиозную мифологию и более того историю христианской культуры, культуры библейской. Именно поэтому комиксы про супермена стали такими популярными.

Посмотрите откуда появляется Кларк Кент. Его земные родители Джонатан и Марта Кент не родные. Я уже говорил, что настоящее имя Кларка - Кал-Эл. В семитских языках приставка эл (аль, эль) является признаком принадлежности к божественному. Например, Михаэль (в русском Михаил) – видевший Бога. Он родом с далекой планеты Криптона, что указывает на сакральность исконного мира Супермена. Криптос в переводе с греческого означает сакральный, тайный, скрытный. Он был послан на землю в космической люльке своим отцом, когда его родной мир погибал. То есть его отец Джор-Эл имеет небесное происхождение, как и он сам. А уж явление в земной мир Кал-Эла в люльке отсылает нас к другому библейскому герою – Моисею, который был также спасен своими родителями. Мальчик в небесной люльке был найден Джонатаном и Мартой Кентами.

Его земные родители тоже не случайны. Им дан «небесный сын», где можно сразу же увидеть аналогию, именно аналогию, а не прямое копирование, с явлением Христа в этот мир. Да и имена Джонатана и Марта сразу вызывают аналогии с библейскими Иосифом (Джозефом по-английски) и Марией.

Супермен обладает срехспособностями, недоступными для простых людей – он обладает необыкновенной силой, скоростью, может читать мысли, видеть сквозь стены, обладает суперслухом, умеет посылать огонь из глаз и летать. То есть все это указывает на его «божественное» происхождение. Но все это ему дано не просто так. В нашем мире он должен выполнить определенную миссию. И в этом смысле история о Супермене родился в абсолютно христианской традиции. Это гуманизация библейской истории о Христе.

Кларк Кент, небесный сын, воспитанный земными родителями, является личным спасителем для обычных людей, которым больше никто не может помочь. Они нуждаются в Божественном вмешательстве, которое и предстает для них в виде Супермена. Это абсолютно протестантское понимание миссии Христа как личного Спасителя для каждого человека, но доведенное до гуманистического, прикладного значения в Америке времен Великой депрессии. Никто не может спасти простого американца от беспредела чиновников и бандитов, поэтому в нашем мире и появляется Супермен.

А теперь давайте вернемся к нашему времени. Казалось, что времена супергероев ушли с Великой депрессией и Второй мировой войной, появились новые герои – Железный Арни Шварценеггер и Брюс «Крепкий орешек» Уиллис. Все изменилось 11 сентября 2001 года, когда мир осознал, что никакой Джон Рэмбо не придет и не спасет от террористических атак, уносящих сотни жизни. И вот тогда массовая культура снова обратилась к супергероям. Но теперь они уже не просто были единичными героями с суперспособностями, они консолидировались и образовали сообщества Мстителей или Защитников. По сути популярность идеи коалиций супергероев говорит о неспособности современного общества защитить себя от угроз уничтожения и зла.

И тут в культуре появились герои нового поколения – антигерои, злодеи, которые заслоняют собой мощные фигуры Тони Старка, Кларка Кента или Брюса Уэйна. Долгое время фильмы о супергероях находились в гетто подростковой фантастики. Но режиссер Кристофер Нолан дал новое рождение этой франшизе, сняв невероятно реалистичные фильмы о Бэтмене. Именно тогда на первый план и стали выходить злодеи, которые своей харизматичностью стали заслонять супергероев.

Почему? И тут как раз нам и поможет Джокер. Впервые в фильме «Темный рыцарь» мы видим, как Бэтмен, для нас это воплощение добра и справедливости в этом фильме, проигрывает маньяку и психопату Джокеру, роль которого исполнил Хит Лейджер. И уже тогда появляется запрос на сольные фильмы об антигероях. Что и привело к созданию фильма «Джокер», где главного героя гениально сыграл Хоакин Феникс.

Так о чем же, собственно, фильм? Готэм-Сити, 1981 год (новый тренд на ностальгию по 1980-м покоряет мир кино). В городе бастуют коммунальные службы, в городе царит безработица. Неудачливый комик по имени Артур Флек живет со своей больной матерью Пенни Флек. Он работает клоуном в небольшом агентстве развлечений и мечтает о карьере стендап-комика. Его кумиром является популярный телеведущий Мюррей Франклин, чье вечернее шоу Артур с матерью смотрят каждый день, и Артур даже представляет, какой тёплой могла бы стать их встреча в реальности. Кроме того, Артур страдает от неврологического расстройства, которое заставляет его смеяться в неподходящее время, и зависит от приема сильнодействующих лекарств, которые он получает, находясь под наблюдением сотрудника социальной службы.

Мы видим, как постепенно и целенаправленно Артур сползает в психопатию и «осознает» свою сущность. Более того, любимая тема постмодернизма – неотличимость реальности от иллюзии, в которой живет отдельный человек, здесь доводится до абсурда. И тут у нас возникает самый важный вопрос: стремится ли Артур-Джокер к успеху? Да и есть ли в фильме люди, которые стремятся к успеху? Являются ли успешные люди образцом для подражания?

Телеведущий Мюррей Франклин оказывается лишь обычным шоуменом, использующий людей для своей популярности. Никаких положительных эмоций у нас не вызывает и Томас Уэйн, папа будущего Бэтмена. Он обычный продажный политик, использующий человеческую беду для своей предвыборной кампании.

И тут нас, как зрителей, заставляют сопереживать Артуру Флеку, который начинает уничтожать людей и завоевывать всеобщую популярность, погружая мир в анархию и насилие. Артур стремится не к славе или успеху, но стремится к принятию и любви, но все глубже погружается в иллюзию, из которой он освобождается, начиная убивать людей.

И в этом главная беда Джокера, и наша главная беда. Посмотрите, как методично и очень эффектно нас заставляют сочувствовать психопату. Режиссер фильма Тодд Филлипс методично проводит нас по пути оправдания зла. Это ведь не герой виноват, что он стал психопатом, а общество, которое позволяет, чтобы приемные родители издевались над мальчиком, а окружающие просто завершают эту картину. Мы все больше сочувствуем Артуру, который постепенно, на наших глазах, превращается в харизматичного Джокера.

Здесь, мне кажется, главная проблема этого фильма. И тут все очень просто. Это оправдание зла и насилия. Джокер очень точный и мощный символ современного общества, потерявшего нравственные и духовные ориентиры. Мы приходим в кино за переживанием, мы нуждаемся в эмпатии. И этим пользуется современное кино, заставляя нас сопереживать злу и оправдывать его.

Дискуссия вокруг фильма «Джокер» мне кажется очень симптоматичной. Как мы можем договориться, если у каждого свое понимание добра и зла, нравственности и безнравственности, света и тьмы? Именно поэтому я еще раз убеждаюсь, что современный мир отчаянно нуждается в Евангелии. Потому что иначе мы никогда не сможем договориться друг с другом.

Духовная свобода приводит нас к ответственности, а истинная любовь, которая сегодня просто обесценена и разодрана на части, позволяет нам обрести целостность. Мир нуждается в духовном исцелении, потому что Джокер умер, убив первого человека, а Христос воскрес, отдав Себя в жертву, чтобы мы жили. Просто сила истинного добра по природе своей противостоит харизматичной и самоуничтожительной силе зла, порождающей Джокеров и погружающей мир в хаос.
Церковь «на самом деле»

Рождественская лестница. Несколько добрых слов

Чувство вины — это не всегда плохо

Рождественская лестница. Пока смертные спят

Новый Завет и Бхагавад-Гита: в чем разница?

Рождественская лестница. Добро пожаловать в Адвент!

Бог — это «небесный тиран»?

Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса
  Следующие 20 >>