В 2004 году на интернет-форуме, посвященном велосипедам, появилась видеозапись, показывавшая, как замок Kryptonite вскрывают шариковой ручкой. Через два дня история попала в блоги, включая популярный Engadget, и вызвала бурное обсуждение. The Kryptonite Bike Lock Company хранила молчание 10 дней — пока The New York Times не опубликовала статью под заголовком «Ручка оказалась сильнее замка».
Занимательную историю немедленно подхватили другие СМИ, и опубликованные компанией опровержения не смогли остановить обвала продаж. Случай с Kryptonite привлек внимание американских маркетологов и PR-специалистов к сервисам сети, включающих форумы, доски объявлений, чаты и, конечно же, блоги.
Невероятная скорость распространения слухов и скандалов в блогах стала первой причиной, вдохновившей компании на мониторинг CGM. Однако более близкое знакомство с блогосферой показало специалистам, что блоги — не только дополнительный фактор риска, но также источник ценной информации о мнениях и предпочтениях потребителей. Тогда блоги вели 4 млн. интернет-пользователей; сегодня крупнейший поисковик по блогам Technorati заявляет о 27,9 млн. интернет-дневников, другие источники приводят цифры, превышающие 30 млн.
Новые блоги возникают с частотой одного дневника в секунду. И каждую секунду в сети появляются сотни новых «постингов» — записей блоггеров «о жизни», в том числе и о магазинах, где блоггеры делают покупки, о компаниях, чьими услугами они пользуются, о рекламе, которая произвела на них впечатление. Инсайды, найденные в сообщениях блоггеров, уже стали частью маркетинговой стратегии многих компаний.
Еще недавно сообщение, основанное на данных из интернет-ресурсов, считалось дурным тоном |
Не так давно пользователи предпочитали смотреть информацию на сайтах уже известных им СМИ, сегодня же им на смену пришли не только чисто виртуальные их аналоги, но и всевозможные блоги и социальные сети. Влияние социальных сетей настолько велико, что их информацию используют и классические СМИ. Если еще недавно сообщение, основанное на данных из интернет-ресурсов, считалось, мягко скажем, дурным тоном и вызывало улыбку, то сегодня это стало нормой. Например, во время захвата заложников террористами правительство обратилось к блогерам и социальным сетям не помещать информацию о состоянии дел, потому что террористы могут ее просматривать.
Многие журналисты, для «самопиара», весьма эффективно ведут свои блоги, которые постепенно вырастают в самостоятельное издание. Более того, все больше популярности приобретают «сетевые журналы», совмещающие в себе свойства классических и виртуальных СМИ, позволяя не только читать, видеть и слышать информацию, но и самим участвовать в создании этой информации.
Сегодня вообще не стоит вопрос доверия СМИ. Но кто сегодня говорит об объективности информации, на которой, собственно, строится профессиональная этика журналиста? Самые рейтинговые издания – это «желтая» пресса. Информация в ней заведомо ложная, ориентированная на сенсацию. Посмотрите только на заголовки: «Внебрачный ребенок Пугачевой», «Гус Хиддинг скрывается от налогов», «Дибров заплатит за развод $100.000» и т.д. Когда главного редактора подобного издания спросили почему они печатают заведомую ложь, тот ответил просто: «Нашим читателям это нравится!» Вот и все, и никакой тебе этики.
Социальные сети и блоги сегодня выполняют роль официальных СМИ. Там вы сами можете стать известным журналистом и даже, если постараться, медиа-магнатом. Не использовать эти возможности глупо, но при такой интенсивности информационной лжи о каком доверии может идти речь? И уж не сами ли СМИ виноваты в том, что им на смену пришли непрофессионалы, которые уже сегодня конкурируют с журналистами, и конкурируют весьма успешно?