В названии я позволил себе обыграть известную цитату из фильма «Солярис» режиссера Андрея Тарковского, когда один из ученых, рассуждая о планете Солярис, сказал: «Соляристика вырождается».
Это стало расхожей цитатой, когда кто-то хочет сказать о кризисе в том или ином виде исследований или жизни. Критиканство и недовольство всем и всеми очень специфично для такой области, как интернет. Интересно, почему?
Вначале было…
Интернет зародился в среде программистов, и я уж не буду рассказывать про его появление, про первые браузеры, про сэра Тима Бернеса-Ли и т.д. и т.п. Этой информацией полон контент рунета.
Я помню еще сети ФИДО и первые бесплатные сервисы рунета. Первое, почему стал популярен интернет в России – это свобода общения и выражения своих мыслей. Вчерашние кухонные посиделки разрослись в целую систему веб-конференций, форумов, а сейчас уже и социальных сетей.
Сегодня написано десятки диссертаций об этом чуде – виртуальная реальность и как с ней бороться. Говорят уже о синдроме веб-зависимости. Работают не покладая рук даже группы психологической помощи. Не удивительно, что очень скоро в этом пространстве стали появляться и христианские сообщества.
Набродившись вволю по всевозможным форумам и насладившись «чудесной» атмосферой «общительности» и «братолюбия», задумался я о феномене критицизма. Что толкает людей нести в интернет все, что в реальной жизни ты показывать бы другим не стал?
Синдром Герострата
Никто не говорит о том, что критический подход не нужен и не важен. Однако же, часто дискуссии по разным, подчас очень важным и серьезным вопросам христианской жизни скатываются на личные перепалки и унижения своего оппонента. Быть может, анонимность стала непреодолимым искушением для вирутальщиков? Или таким образом человек начинает мстить за свои несбывшиеся идеи, неудачи и комплексы?
На самом деле, для такого рода дискуссий важно не желание разобраться в проблеме или решить ее, а просто показать себя, досадить или унизить другого. Я вспоминаю шутку моего научного руководителя, когда он отреагировал на критику его статьи в университетской газете: «Ну, общеизвестно, что критики – это неудавшиеся писатели». Конечно же, это касалось неаргументированной критики, а именно феномена «критиканства». Такой своеобразный синдром Герострата.
Не научившись создавать, мы с легкостью разрушаем то, что делают другие. Нас не волнует сколько на это затрачено сил и каковы мотивы человека создающего. Но зато как приятно «отметится», показать свою «принципиальность» и «нонконформизм», при этом скрывая свое настоящее лицо за виртуальным ником.
Наверное, корень всего этого, как это не банально звучит, в нашей греховности. Помню, как меня зацепила одна фраза в романе популярного писателя-фантаста Сергея Лукьяненко «Фальшивые зеркала»: «До какого времени мы будем тащить в Сеть всю грязь? Наверное, до той поры, когда лев и ягненок не сядут рядом».
Ну что ж, осталось только этого момента дождаться! Или, быть может, последовать старому мудрому совету: не проклинать окружающую тьму, а дарить больше света?