новости блог
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Михаил НЕВОЛИН, координатор служений "Возвращение к Богу"

20.11.2013
Поминальная молитва

В каждой деноминации есть вопросы и темы, которые можно назвать неудобными. Разумеется никакого табу на их обсуждение нет, но в них чувствуется как будто какая-то потенциальная опасность, поэтому эти вопросы поднимают не очень часто. Нам свойственно уходить от мыслей, которые вызывают у нас некий дискомфорт. Бывает и иная реакция - ни в коем случае не соглашаться, что "неудобная" тема не такая уж простая и однозначная и утверждать, что тут всё "проще пареной репы".

Примеров можно приводить много. Один из них - отношение части протестантов к молитвам за усопших. Вопрос отношения к подобным молитвам нередко возникает, когда родные умершего или погибшего человека просят пастора церкви помолиться о нём. В этих случаях служители оказываются в очень сложном положении. Убитым горем родным и близким покойного, как правило не до богословских аргументов "за" или "против" подобных молитв. Тем труднее бывает пастору каким-то образом объяснить родным почему их просьба не может быть выполнена.

В отличие от иудаизма и христианских церквей, которые принято называть историческими, у евангеликов - нет не только практики молитв за умерших, но и ясной традиции, как проводить поминальную службу. Так в некоторых харизматических церквях она с трудом вписывается в тот стиль богослужения, к которому привыкли прихожане. Иногда даже ощущается определённая неловкость, когда на богослужение приходят раздавленные горем люди, потерявшие близкого. Неловко себя чувствуют прихожане, которые поют радостные песнопения (других зачастую в репертуаре просто нет), неловко чувствует себя проповедник, который просто не знает, как себя вести и о чём говорить, когда на службу пришли родные недавно умершего. Неуютно и самим близким покойного, так как есть ощущение, что они словно привносят какой-то негатив в атмосферу всеобщей радости и ликования.

Дело, конечно, не только в харизматических церквях. Подобное двойственное положение складывается и в других евангельских общинах. Отказ совершать молитву за умерших понятен с исторической точки зрения. Во время реформации отказывались от много, что было в католической церкви. Есть и определённые библейские стихи, которые принято приводить, дабы обосновать категорический отказ молиться за умерших. С другой стороны - надо честно признать, что вопрос этот не такой уж простой. Мы не находим никаких запретов молить Бога за тех, кого уже нет среди нас. Тем более, для Него нет мёртвых.

Обычно протестанты подчёркивают, что молитва это не какие-то заученные слова и фразы, а искренняя беседа с Богом. Во время такой молитвы человек открывает Ему своё сердце. В этой связи особенно непросто бывает обосновать почему о том, что более всего волнует близких покойного, с Богом лучше не говорить. Неужели Бог осудит, человека, молящегося о душе близкого, который отошёл в вечность?

Иногда в качестве аргумента фактического запрета молиться за усопших приводится то, что участь души покойного не может зависеть от молитвенных ходатайств других людей. Однако, этот аргумент не так уж очевиден. Прежде всего потому, что мы не видим никаких прямых запретов на подобную молитву и речь не идёт о том, что Бог обязан на неё реагировать. Ведь молитвенная просьба - это именно мольба и просьба, а не требование и разумеется Бог сам усмотрит как поступить. Но просить то человек может. Просить иногда и о том, что с трудом можно объяснить логическими или юридическими выкладками и чёткими богословскими схемами. Впрочем и в юридической практике миловать или не миловать решает лишь тот, кто имеет на это право, но это не означает, что другие люди не могут просить его помиловать осужденного.

Кроме того, если пытаться ограничивать молитвы, которые не очень вписываются в схему персональной ответственности каждого человека пред Богом, то возникает немало других вопросов. Например, зачем молиться за спасение других людей? Разве Бог будет принимать своё суверенное решение в зависимости от того молился ли кто-то за этого человека или нет? Или, скажем, зачем Стефан перед смертью просит Бога, не вменять грехи тем людям, которые его убивают? От этого напрямую зависела последующая судьба этих людей? Одним словом, вопросов немало. А раз их много и они возникают, то худшее, что можно сделать это либо делать вид, что их нет вовсе, либо - что ответы на них очень очевидны и просты.
обсудить блог
Михаил25.11.2013
Ирина, не могу с вами согласиться. Люди, которые предпочитают "жить, как попало" встречаются и в церквях, где есть поминальная молитва, и там, где её нет :(
Ирина. (Ярославль)25.11.2013
Поминальная молитва - искушение для тех, кто хочет жить как попапло.
Лев (СПб)21.11.2013
"В отличие от иудаизма и христианских церквей, которые принято называть историческими, у евангеликов - нет не только практики молитв за умерших, но и ясной традиции, как проводить поминальную службу." В иудаизме тоже нет молитв за умерших. Есть традиция траура. Есть молитва Кадиш Ятом, которая читается в память об умершем. Но это молитва прославления святости Всевышнего. По сути, через эту молитву человек пытается утвердить свое упование, несмотря на то, что мир не таков, каким должен быть.

А вопрос действительно сложный. И дело даже не в том, молиться или нет, а в том, что мы слишком легко выносим суждения за Бога, определяя как Он должен поступить с тем или другим человеком.

Поэтому, как мне кажется, стоит в молитвах сосредоточиться не столько на умершем, сколько на оставшихся в живых, чтобы нам иметь мир, и сохранять надежду.
Сергей (Самара)20.11.2013
Хорошие вопросы!
Владимир (Томск)20.11.2013
согласен, хотя никогда об этом не думал, будучи православным заказывал литию, землю родителей носил на могилу, сыпал сейчас молюся о судьбе блудного сына своего, никого не спрашивая
имя  
город  
отзыв

введите число            
10.11.2017
20.3.2017
24.9.2016
24.4.2016
13.10.2015
29.8.2015
30.4.2015
17.3.2015
27.2.2015
22.2.2015
15.1.2015
1.12.2014
24.9.2014
30.8.2014
10.7.2014
27.6.2014
13.6.2014
27.5.2014
5.4.2014
3.4.2014
16.3.2014
4.3.2014
1.3.2014
23.2.2014
10.2.2014
6.2.2014
13.1.2014
15.12.2013
13.12.2013
10.12.2013
20.11.2013
Поминальная молитва

4.11.2013
26.10.2013
2.10.2013
30.9.2013
23.9.2013
20.7.2013
2.7.2013
15.5.2013
14.4.2013
27.3.2013
6.3.2013
19.12.2012
28.11.2012
25.11.2012
6.11.2012
15.10.2012
30.9.2012
19.9.2012
17.8.2012
8.7.2012
19.6.2012
28.4.2012
13.4.2012
12.4.2012
30.3.2012
9.3.2012
26.2.2012
18.2.2012
4.2.2012
6.1.2012
23.12.2011
20.12.2011
9.12.2011
7.12.2011
5.12.2011
25.11.2011
19.11.2011
10.11.2011
17.10.2011
7.10.2011
8.9.2011
19.8.2011
24.6.2011
17.5.2011
12.5.2011
9.5.2011
4.4.2011
12.3.2011
25.2.2011
13.1.2011
19.12.2010
30.11.2010
19.11.2010
16.11.2010
4.11.2010
22.9.2010
14.9.2010
27.8.2010
12.6.2010
3.6.2010
30.4.2010
28.3.2010
3.3.2010
28.2.2010
4.2.2010
25.12.2009
16.12.2009
7.12.2009
4.12.2009
23.11.2009
4.11.2009
29.10.2009
1.10.2009
3.9.2009
7.8.2009
3.4.2009
11.3.2009
1.3.2009
13.2.2009
8.2.2009
24.11.2008
17.9.2008
8.9.2008
28.8.2008
11.6.2008
4.6.2008
15.5.2008
28.4.2008
14.3.2008
10.2.2008
19.1.2008
23.12.2007
30.11.2007
13.11.2007
19.9.2007
28.6.2007
22.5.2007
22.4.2007
7.4.2007
17.2.2007
13.1.2007
22.12.2006