новости блог
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Михаил НЕВОЛИН, координатор служений "Возвращение к Богу"

30.8.2014
Всеобщее священство - другая сторона медали

Всеобщее священство - один из важных элементов в вероучении многих протестантских церквей. Обычно отмечается, что этот принцип, призывающих всех верующих к активному служению и к ответственности за свою церковь. Всеобщее священство как бы противопоставляется принятому в ряде христианских деноминаций разделению верующих на священников и мирян. В данной статье я не буду перечислять все аргументы "за" - их достаточно много и они хорошо изложены многими протестантскими авторами. На мой взгляд полезно отметить и некоторые вопросы, которые возникают из декларируемого всеобщего священства.

Прежде всего, отмечу, что всеобщего священства в "чистом виде" не было и нет. Разумеется, у лютеран, реформатов, пресвитериан и многих других протестантов нет таинства священства, но в то же время нельзя сказать, что деление на "клир" и "мир" полностью отсутствует. Евангельские христиане, пятидесятники, баптисты также, декларируя принцип всеобщего священства, на практике всё-таки не совсем придерживаются его. Например, трудно понять, как быть с женщинами, которые с одной стороны - такие же священники, как и все остальные (исходя из этого принципа), а с другой - как бы и не совсем. Я уже не говорю о некоторых общинах, где по вероучению мы имеем дело с всеобщим священством и демократическими принципами управления, а на деле - с жёсткой иерархической схемой во главе с пастором-пророком-помазанником, слова которого почти отождествляются с непосредственным повелением Божиим. Оставим эти явные искажения и попробуем взглянуть на сложности, которые возникают при всеобщем священстве.

Одним из минусов любой "всеобщности" является размывание ответственности. Когда что-то становится всеобщим - будь то земля, предприятие или управление - очень трудно бывает понять степень ответственности конкретных лиц. Человек вообще склонен перекладывать свою ответственность на другого ещё со времён Адама. Когда есть выделенный клир - все проблемы и болезни церкви легко списать на то, что служители и иерархи ведут нас всех не туда и показывают плохой пример. Там же, где исповедуется всеобщее священство - нередко служитель объясняет нездоровье церкви, прежде всего тем, что народ в общине подобрался какой-то неправильный. Если в первом случае прихожане не признают свою ответственность за церковь, во втором - служитель забывает, что у него совершенно особая роль и особая ответственность, которая не может сравниваться с ответственностью обычного члена церкви.

Институт священства, таинство священства, которое есть, скажем, в православной церкви, подразумевает особый путь. Путь который не делает человека святым, не может оберегать от ошибок и даже падений, но он всё равно совершенно особый. Служение пастыря - невозможно сравнить ни с преподаванием в семинарии, ни с регентским служением, ни со служением христианского издателя, переводчика или журналиста. Когда священство воспринимается, как одно из церковных таинств - отношение к нему со стороны самого кандидата на рукоположение зачастую совсем иное, чем в церквях, где исповедуется принцип всеобщего священства. Сразу оговорюсь, что слово "зачастую" - не означает всегда.

В недавно вышедшем на экраны фильме "Голгофа" священник во время исповеди одного прихожанина узнаёт, что ему самому грозит смерть и у него есть одна неделя на то, чтобы привести дела в порядок. Не буду пересказывать дальнейший сюжет, понимаю, что кино и жизнь - это не одно и то же, но всё же даже этот пример даёт хорошую возможность поразмышлять про себя - а что в подобном случае нужно делать? И во многом наши ответы будут зависеть от того, как мы воспринимаем священство? Что понимаем под этим? Это путь, на который вступил однажды и по которому следует идти до конца?

В евангельских общинах иногда из уст служителя можно услышать примерно такие слова: "я особенно и не собирался заниматься этим всю жизнь, но некого было выбрать и уговорили меня стать служителем в этой церкви".

Пастырь - это особый выбор, особая жизнь, особые приоритеты. Можно по разному относиться к целибату и я вовсе не сторонник такого выбора для служителей, но определённую логику тут найти можно. Священник в этом случае осознаёт, что его паства - это его главный приоритет. В протестантских кругах, как правило, акцент делается как раз на то, что при всей загруженности служитель не должен забывать о своей семье. С этим трудно не согласиться, тем более, что можно привести множество примеров, когда служитель "уходил в служение" так глубоко, что ни на жену, ни на собственных детей у него уже не оставалось ни времени, ни сил. С другой стороны, традиционная схема приоритетов, которая приводится во многих западных изданиях, где, как правило, указывается на первоочерёдность заботы о семье - не так очевидна, когда мы говорим о приоритетах в жизни священника. На вопрос - почему такая схема не всегда работает - трудно ответить, если не согласиться заранее, что в определённом смысле это всё-таки совершенно особые служители. Особые не в том смысле, что имеют какие-то уникальные дарования, невиданные таланты, феноменальные способности или запредельную святость. Особые - потому, что были избраны и приняли это избрание. Однажды согласились служить.

В одном старом фильме об офицерах говорилось: "есть такая профессия - родину защищать". Быть защитником. Есть и не менее значимая "профессия" - быть пастырем. В этих двух призваниях есть довольно много общего. И в том, и в другом случае человек изначально понимает, что выбирает особый путь, подразумевающий отличающуюся от других ответственность и жизнь. Путь офицера - это не просто отличное знание воинской специальности и Устава. Это готовность, когда это будет необходимо, сражаться и даже отдать свою жизнь. Вставая на этот путь, надо осознавать, что в определённом случае ты уже не такой, как другие люди.

Приведу пример. Начинается война, на город нападает неприятель, начинается паника. Если инженер, бизнесмен или повар в этой ситуации быстро собрали свои пожитки, посадили своих жён и детей в автомобиль и отправились подальше от опасности - это одно. Если же так поступает офицер - это выглядит уже совершенно иначе и больше напоминает предательство и трусость.

Невозможно требовать от всех проявлять чудеса героизма, но то, что может восприниматься, как проявление мужественности и героизма у одних - для других - это просто честное выполнение своих обязанностей. Если офицер в минуту опасности оставляет своих солдат, "сделав выбор по шкале приоритетов" в пользу семьи - это предательство, т.к. он изначально должен был быть готов, что в жизни военного такой выбор может встать. Служить в мирное время, получая неплохую зарплату и имея в перспективе хорошую пенсию - это не то, к чему должен быть готов человек, решивший посвятить себя военной службе. Всё это вторично. Аналогично со служением в поместной общине. Готов ли я "положить душу свою", если возникнет такая необходимость? Готов ли я быть с этим людьми до конца, если возникнет такая необходимость? Готов ли я разделить с этими верующими не только радости и победы, но также горечи и невзгоды? Понятно, что не всегда можешь заранее ответить на эти вопросы и в жизни поведёшь себя не всегда так, как рассчитывал, но задавать их нужно, если решил избрать для себя этот особый путь.

В определённом смысле всеобщее священство как бы снимает необходимость задавать себе все эти вопросы. Пасторское служение может часто восприниматься не как особый выбор, а как некое временное исполнение определённых обязанностей. Да и при случае всегда его можно оставить, если вдруг возникнет идея заняться чем-нибудь другим или откроется какая-нибудь другая заманчивая перспектива. Вдруг захочется, например, освоить профессию программиста, открыть собственный бизнес, переехать куда-нибудь подальше и начать новую жизнь.

В заключение отмечу, что я совсем не считаю, что таинство священства - гарантия от проблем. Не считаю я и то, что принцип всеобщего священства - это то, от чего следует отказаться евангельских христианам. Я лишь обратил внимание на некоторые проблемы, которые могут иметь место. Подумать и поразмышлять - всегда полезно :)
обсудить блог
Ирина (Ярославль)17.4.2016
Позволю себе процитировать 1 Петра (2 - 9):
" Вы...сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом... 9 Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; 10 некогда не народ, а ныне народ Божий;"
Из этого и вытекает тезис об общем состоянии в церкви, общей ответственности.
Епископ, пастор - пастыри, озадаченные Иисусом "пасти овец", то есть помогать им идти СООБЩА правильным курсом. Учитель - помогает разобраться в "картах" этого "маршрута".
Есть духовный совет, пасторы - помощники по районам, лидеры домашних групп...
Это помогает пастырю через них "пасти" церковь.
Сергей (Воронеж)12.12.2015
Интересная тема. Если взять во внимание что под обшим священством подразумевается не руководство в церкви и одинаковая ответственность в ней а прямой доступ к Богу, через И. Христа, тогда многие логические диллемы изложенные в статье - исчезают.
имя  
город  
отзыв

введите число            
10.11.2017
20.3.2017
24.9.2016
24.4.2016
13.10.2015
29.8.2015
30.4.2015
17.3.2015
27.2.2015
22.2.2015
15.1.2015
1.12.2014
24.9.2014
30.8.2014
Всеобщее священство - другая сторона медали

10.7.2014
27.6.2014
13.6.2014
27.5.2014
5.4.2014
3.4.2014
16.3.2014
4.3.2014
1.3.2014
23.2.2014
10.2.2014
6.2.2014
13.1.2014
15.12.2013
13.12.2013
10.12.2013
20.11.2013
4.11.2013
26.10.2013
2.10.2013
30.9.2013
23.9.2013
20.7.2013
2.7.2013
15.5.2013
14.4.2013
27.3.2013
6.3.2013
19.12.2012
28.11.2012
25.11.2012
6.11.2012
15.10.2012
30.9.2012
19.9.2012
17.8.2012
8.7.2012
19.6.2012
28.4.2012
13.4.2012
12.4.2012
30.3.2012
9.3.2012
26.2.2012
18.2.2012
4.2.2012
6.1.2012
23.12.2011
20.12.2011
9.12.2011
7.12.2011
5.12.2011
25.11.2011
19.11.2011
10.11.2011
17.10.2011
7.10.2011
8.9.2011
19.8.2011
24.6.2011
17.5.2011
12.5.2011
9.5.2011
4.4.2011
12.3.2011
25.2.2011
13.1.2011
19.12.2010
30.11.2010
19.11.2010
16.11.2010
4.11.2010
22.9.2010
14.9.2010
27.8.2010
12.6.2010
3.6.2010
30.4.2010
28.3.2010
3.3.2010
28.2.2010
4.2.2010
25.12.2009
16.12.2009
7.12.2009
4.12.2009
23.11.2009
4.11.2009
29.10.2009
1.10.2009
3.9.2009
7.8.2009
3.4.2009
11.3.2009
1.3.2009
13.2.2009
8.2.2009
24.11.2008
17.9.2008
8.9.2008
28.8.2008
11.6.2008
4.6.2008
15.5.2008
28.4.2008
14.3.2008
10.2.2008
19.1.2008
23.12.2007
30.11.2007
13.11.2007
19.9.2007
28.6.2007
22.5.2007
22.4.2007
7.4.2007
17.2.2007
13.1.2007
22.12.2006