В 4-й Книге Царств посреди множества описываемых событий есть один интересный эпизод. Он кажется незначительным, но в действительности здесь решаются судьбы целых народов.
«Елисей заболел болезнью, от которой потом и умер. И пришел к нему Иоас, царь Израильский, и плакал над ним, и говорил: отец мой! отец мой! колесница Израиля и конница его! И сказал ему Елисей: возьми лук и стрелы. И взял он лук и стрелы. И сказал царю Израильскому: положи руку твою на лук. И положил он руку свою. И наложил Елисей руки свои на руки царя, и сказал: отвори окно на восток. И он отворил. И сказал Елисей: выстрели. И он выстрелил. И сказал: эта стрела избавления от Господа и стрела избавления против Сирии, и ты поразишь Сириян в Афеке вконец. И сказал Елисей: возьми стрелы. И он взял. И сказал царю Израильскому: бей по земле. И ударил он три раза, и остановился. И разгневался на него человек Божий, и сказал: надобно было бы бить пять или шесть раз, тогда ты побил бы Сириян совершенно, а теперь только три раза поразишь Сириян» (4Цар.13:14-19).
Можно посмотреть на этот эпизод, как на историю о загадочном и даже экстравагантном пророке, который говорит загадками и потом сердится, что другие их не разгадали. Мог бы ведь шепнуть на ухо, что расстрелять нужно весь колчан стрел. Что за странное испытание? В чем его смысл?
Пророки Ветхого Завета, чтобы сообщить Божьи истины, часто использовали не только слова, но и своеобразные театральные представления. Их действия были исполнены пророческого смысла не меньше, чем слова. Дело не в чудачестве, просто Бог пытался достучаться до сердец своего народа, используя яркие и наглядные образы.
Осия женился на проститутке, чтобы обличить блудных детей Израиля, уклоняющихся от Бога. Исаия ходил обнаженным три года, предвещая тем самым грядущие бедствия.
Однако здесь сам Иоас был вовлечен в пророчество о своей судьбе. Разумеется, дело не в том, что выстрелы определили дальнейший ход событий. Это было испытанием. А испытания выявляют то, что кроется глубоко в сердце человека.
Конечно, стрельба из лука в землю кажется пустяком. Но иногда, глядя на то, как человек ведет себя в какой-либо незначительной ситуации, можно предугадать, как он поведет себя в ситуации судьбоносной. «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лук.16:10).
Сегодня мы могли бы сказать, что это был «тест со стрелами». Тест этот наглядно показал, что Иоас не реализует до конца возможностей, которые ему даны. Колчан останется наполовину заполненным…
«И взял назад Иоас, сын Иоахаза, из руки Венадада, сына Азаила, города, которые он взял войною из руки отца его Иоахаза. Три раза разбил его Иоас и возвратил города Израилевы» (4Цар.13:25).
Возвратил, но и только… Очевидно, он мог бы перейти от оборонительной войны к наступательной; не просто восстановить утраченное, но пойти дальше. Иоас остановился, дойдя до половины колчана, он остановился и потом, дойдя лишь до прежних границ царства.
Пример Иоаса заставляет задуматься. Ведь жизнь многих людей подобна колчану так и не выпущенных в цель стрел. Эти люди не перешли границ, не завоевали новых территорий.
Почему же Иоас остановился? Здесь мы вступаем в область догадок. Однако некоторые предположения вполне можно сделать. Возможно, внутренняя слабость Иоаса заключалась в том, что он слишком быстро получал удовлетворение от достигнутого. Разве трех стрел недостаточно? – Мог бы подумать он, слыша обличения Елисея.
Великие люди ищут максимум, посредственные находят минимум. Это слышно в студенческом вопросе при распределении заданий: «А какой минимальный объем работы?». Конечно, для студента такой вопрос - дело выживания. Но зачастую подобное отношение становится неосознанной установкой всей жизни.
Конечно, невозможно везде и все делать на пределе возможностей. Нужна мудрость в расстановке приоритетов. Однако хорошо, если будет хотя бы одна область (а лучше больше), где человек ищет максимума.
Печально, когда духовная сфера становится тем пунктом в списке задач, где нас удовлетворяют минимальные результаты. Именно таким был Иоас.
Отрывок из Библии, который был процитирован выше, начинается с трогательной сцены: «Елисей заболел болезнью, от которой потом и умер. И пришел к нему Иоас, царь Израильский, и плакал над ним, и говорил: отец мой! отец мой! колесница Израиля и конница его!» (4Цар.13:14).
Иоас использует те же слова, которые произнес Елисей, когда увидел Илию, возносящимся на небо (4Цар.2:11-12). Кажется, перед нами набожный царь, стремящийся быть послушным Господу. Однако в той же главе Библии мы читаем о нем: «…и делал неугодное в очах Господних; не отставал от всех грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех, но ходил в них» (4Цар.13:11).
Одно дело плакать у одра умирающего пророка, другое дело взыскать Бога, которому этот пророк служил. Иоас не пересек границ, не взыскал максимума. Именно отсюда, из духовной сферы, могло бы начаться преображение всей его жизни. Но колчан остался наполовину заполненным, а возможности невостребованными.
Око-личности