… «[Положим, что] кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: «Друг! Дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему»; а тот изнутри скажет ему в ответ: «Не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мной на постели; не могу встать и дать тебе». Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит» (Евангелие от Луки 11:5-8).
Читая этот текст Священного Писания, я все время задавался вопросом: «Ну что это за друг? К нему обращаются за помощью, а он просит его не беспокоить. Не беря во внимание богословский контекст данного стиха, скажу, с таким «горе-другом» я бы не общался. Ведь этот «товарищ», продемонстрировав свое отношение к моей проблеме, меня обидел. Библия утверждает друг «любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья». Настоящий друг никогда не осудит, никогда не предаст, всегда поддержит, пожалеет и поймет. Настоящий друг, не взирая на обстоятельства, в любое время поспешит прийти на помощь».
Признаюсь, друзей у меня практически нет. Знакомых – огромное количество. Во многих странах мира есть те, кто с радостью меня приютит, обогреет, накормит. Там, где есть рожденные свыше христиане, я найду своих братьев и сестёр по вере. Но настоящих друзей, кому готов открыть душу, кому хотелось бы выплакаться, единицы.
В моем сотовом телефоне 972 контакта. Чьи-то адресные и телефонные данные, скорее всего, уже неактуальны. Пробую навести порядок. Дойдя до буквы «Л», распрощался с 37 адресатами. «Лишних» удалил без зазрения совести. С этими людьми незнаком. Как попали они в мою базу данных, я уже не помню.
Буква «Л», - Луничкина Нина Васильевна – моя мама. Она уже в вечности. К Богу ушла два года назад. Ей было всего 74 года. Смотрю на фотографию и вижу её улыбку. О маме у меня самые добрые воспоминания. Для меня она была настоящим другом и духовным наставником. По ней скучаю. При её жизни звонил ей практически каждый день. Дозвонившись, спрашивал: «Мама привет, как твои дела, как здоровье?» В ответ всегда слышал: «Слава Богу, сыночек, у меня всё хорошо. Сознаю, больше ей я никогда не позвоню. Номер её телефона неактуален. Удалить? Нет, решил оставить.
Листаю адресную книгу дальше. Буква «М», – Мармышев Владимир Иванович, старший пресвитер по Ставропольскому Краю. Держа в руках зачётную книжку, Володя улыбается открытой дружелюбной улыбкой. Помню, как обучались с ним по магистерской программе для старших пресвитеров в Московской Богословской Семинарии. Фото сделано мною в марте 2008 года. Никто тогда не предполагал, что уже в октябре Володи не станет. Володя был надежным другом, искренним христианином. И его в моей базе данных я решил оставить.
Буква «Я», – Якименков Сергей Яковлевич. Несколько дней назад я звонил ему. Мы говорили о делах миссии. Определились с датой проведения весеннего заседания совета Русского Христианского Радио. На осень 2012-го наметили поездку на Северный Кавказ. Я поведал ему о том, что через два дня с группой «Тропинка» из Владикавказа отправляюсь в евангелизационную поездку по Ровенской области. Он обещал молиться. Через пять дней, когда я уже был в Украине, мне позвонили сотрудники Русского Христианского Радио Эдуард Заведеев и Надежда Закирова и со слезами на глазах сообщили о том, что Сергей Яковлевич час назад отошел в вечность. Я был потрясён. Подавлен. Сергей был моим другом. Я доверял ему самое сокровенное, своё сокровенное он доверял мне. Мы были открыты друг для друга, друг о друге молились.
Сергея Яковлевича знал я больше тридцати лет. Всегда восхищался его искренней верой, человеческой простотой, отзывчивостью и гостеприимством. В его доме, когда я приезжал в Москву, всегда находил приют. Общался с ним часто. Доверял ему, как самому близкому человеку.
Однажды, позвонив Сергею, сказал: «Выручай! Чтобы участвовать в конкурсе на получение частоты для радиовещания нам срочно нужно перечислить в Министерство печати РФ 18000$». Он сказал: «Понял, перезвоню тебе через несколько минут». Перезвонил. Сказал, что Русское Христианское Радио готово перечислить необходимую сумму денег, но только при одном условии: на открытие радиостанции во Владикавказе пригласите Ярла Николаевича Пейсти. Требуемое условие меня обрадовало. Я слушал проповеди Ярла Николаевича, а теперь у меня будет возможность лично познакомиться с ним. Конкурс на получение радиочастоты мы выиграли. На открытие радиостанции во Владикавказ Сергей Яковлевич привез Ярла Николаевича Пейсти.
Помню, лет десять назад, мы сидели с Сергеем на веранде его дома и вспоминали «былые» годы гонения на церковь. В те далекие, 70-е прошлого столетия за Сергеем Якименковым «кэгбэшники» наблюдали пристально. В его доме больше 15 раз проводились обыски. Сотрудник КГБ искали запрещенную религиозную (антисоветскую) литературу. Порой, что-то находили. Составляли протокол. Штрафовали. Но чаще, бдительным «ищейкам» Бог просто закрывал глаза. Однажды, возвращаясь домой с очередного посещения издательства «Христианин», перегруженный «жигулёнок» Сергея остановили сотрудники ГАИ. В тот момент Сергей осознал, три года тюрьмы обеспечено. Ведь в багажнике его машины было несколько сотен бюллетеней Совета родственников узников. Для прохождения алкоосвидетельствования Сергея попросили подогнать машину на КПП. Включив заднюю скорость, Сергей как профессиональный гонщик, на большой скорости въехал на яму контрольно-пропускного пункта. Видя мастер-класс вождения задним ходом, блюститель порядка понял, водитель трезв. Осматривать машину не стал. Вернув документы, пожелал счастливой дороги. Благополучно добравшись до дома, Сергей спрятал запрещенную литературу под матрацем своей кровати. На следующий день в его доме был очередной обыск. В присутствии понятых сотрудники КГБ «перерыли» всё, кроме кровати. Чудес в жизни Сергея было много.
Сергей был искренне верующим человеком. Я этому свидетель. Вместе мы проехали десятки тысяч километров. Были в Германии, Америке, во многих регионах России. Я видел, как он относится к Слову Божьему. Я слышал его молитвы. Меня восхищала широта и доброта его души. Сергей был доступен всегда и всем. Он говорил просто и доступно. Я помню, как на открытии радиостанции во Владикавказе Сергей, прочитав текст Священного Писания: «Ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш – святость, а конец – жизнь вечная» (Рим.6:22), сказал: «С этим обетованием я живу и этому обетованию каждый день радуюсь. На Голгофском кресте Иисус Христос совершил моё искупление. Смерть была лишена жала и ад победы. Смерти духовной не боюсь, с ней не встречусь. Вечность без Бога – не для меня. На основании Слов Иисуса Христа я –сын Божий. Я точно знаю, что когда Отец призовет меня, я, войдя в Его обитель, стану подобным Ему (1Ин.3:2). Что касается смерти физической, скажу откровенно, с этим явлением пока не сталкивался. Когда и как это произойдет, не знаю. Надежда только на Господа. Пока живу, руководствуюсь текстом, записанным пророком Исаией в 62 главе: «На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей, [которые] не будут умолкать ни днем, ни ночью». О вы, напоминающие о Господе! Не умолкайте!» Не умолкайте и вы, сотрудники единственной христианской радиостанции в России, возвещайте о Нём, пока живы!»
10 января 2012 года пресвитер московской церкви евангельских христиан «Ковчег», председатель миссии «Русское Христианское Радио» в России, Сергей Яковлевич Якименков, оставив бренное тело, переселился в небесные обители. Он сменил адрес своего местожительства. И что? Контакт из записной книжки стоит теперь удалить? Нет. Однозначно оставляю и Сергея. Ведь написано же: «Помните наставников ваших, которые проповедовали вам Слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр.13:7) . Так что, если Бог позволит, то, заглядывая в адресную книгу своего сотового телефона, буду вспоминать о своей маме, Володе, Сергее и… Кто будет следующим переселившимся в небесные обители, знает только Бог. Может я, а может ты. Готовы ли мы предстать пред Господом? Вопрос серьезный.
"Христианское слово" №1, 2012