анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Счастье - это так просто

Антон Абрамов, Санкт-Петербург

На вопрос, что такое счастье, нет одинаковых ответов; вариантов столько же, сколько и людей. По моему скромному мнению, счастье – это выбор. Или, как минимум, результат выбора.

Сотворенный свободным, человек выбирает, следовать ему за Богом или нет. Но есть кое-что, без чего счастье весьма затруднительно. Это способность радоваться тому, что Бог дает совершенно бесплатно, а также тому, что стоит недорого. Это вопрос цены и ценности. Это надо понимать, а лучше чувствовать.

И для того чтобы по-настоящему оценить простые радости жизни, их полезно на некоторое время лишиться. Можно добровольно, в воспитательных целях, а можно и принудительно. По приказу министра обороны или по решению суда. Как в поговорке: «Кто не был испытан злой волей, вряд ли оценит добрую».

Для меня эти радости выглядят очень просто: это здоровая еда, крепкий сон и горячая ванна.

В испорченном цивилизацией обществе мало кто воспринимает утренний душ как дар Божий. Его принимают быстро, набегу, не получая никакого удовольствия. А жаль. Я, например, просто смакую эту, казалось бы, простую процедуру. Я стою под горячими струями и вспоминаю. И мне есть что вспомнить.

Я вспоминаю, как я принимал такой же душ зимой в стройбате, на втором году службы. Как и положено по уставу, военных строителей водили в баню раз в неделю. Но я дослуживал сторожем на складе, и эти уставные радости регулярно пропускал. Поэтому я мылся на улице водой из колонки. Летом было хорошо, осенью терпимо, а вот зимой… Я прекрасно помню казенное мыло, примерзающее к мыльнице, быстро немеющие ноги и несколько пар глаз, наблюдающих за моей помывкой.

Сторожевые собаки лежат на снегу, а два сторожа-туркмена с соседнего склада что-то тихо обсуждают на родном языке. Я не понимаю туркменского, но общий смысл мне ясен. Братьев-туркмен волнует животрепещущий вопрос: чем кончится моя помывка, разрывом сердца или просто воспалением легких. Я пытаюсь намылиться, но мыло практически не пенится, оно растворяется, расползаясь по телу, а пены как таковой нет. Слишком холодно. Но самое страшное впереди. Нужно споласкиваться. Холодной водой. Потом еще раз. И еще.

Туркмены переминаются с ноги на ногу, под валенками хрустит снег, они смотрят на меня с сожалением. Конечно, можно объяснить им, что завтра воскресенье, и у меня важная самоволка, что в церкви ты должен быть чист не только духом, но и телом, но объяснять ничего не хочется. Нужно сосредоточиться на бритье. Тупая бритва медленно ползет вдоль подбородка, и, кажется, что хруст щетины отдается эхом в затылке.

А когда все заканчивается, и ты сидишь в бытовке, рядом с печкой-трамвайкой, пьешь что-то горячее, настоянное на сухих мандариновых корках, и понимаешь: верить в Бога нужно сильно и искренне. Чтобы не попасть в ад. Я читал у Данте, что в девятом круге очень холодно. Охотно верю, я только что там побывал.

Сейчас в моей квартире стоит современная чугунная ванна. Мне нравится чугунка - она очень медленно отпускает тепло. И когда я погружаюсь в горячую пучину, я испытываю огромное, а самое главное осознанное наслаждение. И это делает меня счастливым. Не на веки, на несколько минут. Зато не стоит бешеных денег.

С едой все гораздо проще. Чтобы по-настоящему почувствовать ее вкус, не нужно быть гурманом, нужно просто хорошенько поголодать. Не обязательно поститься сорок дней, достаточно семи, хотя три дня тоже пойдет. Александр Мень пошутил как-то, сказав, что в Советском Союзе был совершен самый Великий пост – народ постился целых 70 лет. А настоящие гурманы, кстати, едят совсем немного, в гастрономическом ресторане порции настолько маленькие, что после трапезы чувствуешь легкое чувство голода.

Когда меня спрашивают, какую диету я предпочитаю, я говорю что сижу на Господней диете. Сразу возникает куча вопросов, мол, как это? Это без свинины и на оливковом масле? В ответ я просто цитирую Притчи: «Праведник ест до сытости» (13:26).

Поесть досыта - это благословение, а сверх сытости – обжорство. Мои сыновья часто возмущаются, когда я долго молюсь перед едой. Я всегда извиняюсь: простите, детки, забылся, а вы голодные… А я просто благодарю. Благодарю и вспоминаю. И мне, опять-таки, есть что вспомнить.

Как-то раз перед уходом в самоволку на вечернее богослужение, я припрятал на завтрак четверть буханки черного хлеба. Мне казалось, что я спрятал хлеб профессионально, подвесив его к лампочке посреди бытовки, но не тут-то было! Кроме собак и сторожей на нашем складе жили еще и крысы. И они меня обокрали. Изловчившись как акробаты, они забрались по проводу под потолком, перегрызли веревку и с аппетитом поужинали тем, что я припрятал себе на завтрак.

Придя с богослужения и оценив масштаб потери, я пришел в ярость. Я готов был терпеть их ночную возню под бытовкой, превращавшую мою обитель в коммуналку. Я был готов простить им, что в особо холодные ночи, они заползали мне под одеяло, но наглое воровство – никогда.

И я решился на страшное.

- Я вам устрою Армагеддон, - бормотал я, настраивая капкан-крысоловку. - Я вам устрою геноцид…

За одну ночь вся шайка была истреблена, крысиные трупы были скормлены вечно голодным собакам. Ярость была утолена, но голод остался. А через пару дней я узнал, что такое голодный обморок. Это совсем не больно. Просто золотистая пелена застилает глаза, картинка гаснет, как в выключенном телевизоре. Но самое противное, что ты не знаешь, сколько же прошло времени - пять минут или один час.

Поэтому сегодня, когда я ем, – я благодарю Бога. В точности как учил апостол Павел: «Едите ли, пьете ли…» (1 Кор. 10:31). Мне известна альтернатива. Не так, как моей бабушке, пережившей блокаду, но все же известна. И я рад, что засыпаю, не думая о том, что буду есть завтра.

Ну, а мы и подошли к самому дешевому из простых радостей – сну. Хотите верьте, хотите нет, но для меня сон – это святое. Как никак, во сне мы проводим треть жизни. Сон - это дар Божий. Недаром говорит Писание: «Возлюбленному Своему Он дает сон» (Пс. 126:2). Здоровый сон – от Бога, а вот сонливость от дьявола, ведь сказано: «Сонливость оденет в рубище» (Прит. 23:21).

Я помню, как 20 лет назад, сразу после свадьбы, я объяснял молодой жене, что будить меня нужно медленно, без резких движений. А если очень хочется испортить настроение на весь день, то нужно встать в 6 утра и прокричать что есть мочи: «Рота, подъем!!!» Да что там, еще в XVII веке, познаньский равви Ицхак Бэн Эльяким советовал женам: «Не будите мужа, когда он спит»!

Я знаю одну умную женщину, которая поменяла хорошую должность на свободное предпринимательство только по одной причине – она хотела истребить все будильники в своей квартире. Она утверждала, что у нее аллергия на его звон. Сегодня она встает, когда выспится, а не когда надо.

Подведем итог. Удовольствие от жизни измеряется не количеством потраченных денег, а способностью радоваться простым дарам от Бога, «дающего нам все обильно для наслаждения» (1 Тим. 6:17). Хотя, с другой стороны, я не знаю, как можно быть счастливым совсем без денег.

Но мне почему-то кажется, что счастья на этой земле нам не видать до тех пор, пока мы не научимся радоваться тому, что имеем. А пока мы смотрим на то, чего у нас нет, а у ближнего есть, мы вожделеем это. А после алчем, завидуем и нарушаем заповедь: «Не желай… всего, что есть у ближнего твоего» (Втор. 5:21). Страдая по поводу того, чего у нас нет, можно угодить не только к гастроэнтерологу с язвой, но и к психиатру с нервозом…

И только наслаждаясь тем, что есть, можно быть счастливым здесь и сейчас, а желания открывать перед Богом… Поистине, прав был апостол Павел: «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным» (1 Тим. 6:6).

Газета "Мирт"
Четыре свечи адвента. Первое воскресенье адвента – свеча пророчества

Адвент

Молитва и труд на удаленке

Снимите "корону"

Достоевский и мы

Фальшивый сертификат: что доводит до греха

О прощении и примирении

Мир, где мы не умрем никогда

Доброхотно дающего любит Бог

Строить на камне

Этика подражания Богу

Непростительный грех

Сделай жизнь доступнее

Уникальность Земли

Труд любви

Может ли смиренный человек считать себя талантливым?

Почему мы не пересматриваем заповеди?

Запретная тема

О праведном гневе

Дар верности
  Следующие 20 >>