Когда меня попросили написать статью о том, что такое идеальная женщина и женственность, я было подумал, что это очень просто. Сразу же пришли на память какие-то расхожие фразы-штампы. Вспомнились и некоторые библейские стихи, и разные другие цитаты, которые очень хорошо и образно иллюстрируют нашу тему. Взять хотя бы замечательный отрывок из произведения Бориса Акунина «Пелагия и белый бульдог»:
«Митрофаний всегда говорил, что мужчину делает жена, и для наглядности пояснял свою идею при помощи математической аллегории. Мол, мужчина подобен единице, женщина — нулю. Когда живут каждый сам по себе, ему цена небольшая, ей же вовсе никакая, но стоит им вступить в брак, и возникает некое новое число. Если женщина хороша, она за единицей становится и ее силу десятикратно увеличивает. Если же плоха, то лезет наперед и во столько же раз мужчину ослабляет, превращая в ноль целых одну десятую».
Тем и хороши подобные цитаты, что они вложены в уста литературных героев и должны восприниматься с определенной долей иронии. Есть вопросы, на которые легче ответить цитатой, нежели дать ответ в рамках небольшой публицистической статьи. Нам всегда нелегко говорить об идеале. Тем более об идеальной женщине. Впрочем, то же самое верно и в отношении идеального мужчины. Например, для кого-то — это тот, кто никогда не плачет, в других же культурах мужские слезы не являются чем-то недопустимым. С образом идеальной женщины все еще сложнее, поскольку, как мне кажется, и сами женщины сложнее. Когда мы читаем: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт 2:18), мы просто не можем понять, что подразумевал Бог под соответствием. Очевидно одно: это простое слово свидетельствует о любви к нам премудрого Бога и еще о том, что Он понимает нас намного лучше, чем мы сами. Ведь ни у Адама, ни у нас с вами никогда бы не хватило фантазии на то, чтобы сформулировать, что же нужно нам для полного счастья.
Сложность нашей темы еще и в том, что представления об идеале менялись с течением времени. В прошлом веке, например, само слово «женственность» было чем-то подозрительным и мещанским. Те, кто постарше, хорошо помнят распространенные в СССР лозунги о «стирании граней». Нас призывали стирать грани между умственным и физическим трудом, между городом и деревней и еще много между чем. Грани не поддавались и стирались с трудом, а вот грань между мужчиной и женщиной оказалась, наоборот, довольно хрупкой. И здесь мы догнали и перегнали Запад в традиционной для него борьбе за равноправие. На деле же оказалось, что за всем этим скрывалось мужское бегство от ответственности при одновременном сохранении особого, привилегированного положения в обществе. Женщинам дали возможность выполнять тяжелую мужскую работу, но одновременно не дали возможности занимать какие-либо высшие руководящие посты. В какой-то момент образцом для подражания стала женщина, которая, не теряя времени на любовь и прочую «шелуху», бегает от станка к станку, выполняя тяжелую физическую работу.
Человеку почему-то свойственно стремиться к некоему эталону или образцу. Когда мы пытаемся охарактеризовать идеального рабочего, идеального учителя и т. д., у нас что-то более или менее получается: мы можем назвать определенный набор профессиональных характеристик и даже предпочтительные черты характера, которые, по нашему мнению, дадут шанс простому слесарю стать слесарем идеальным. Однако попытки сформулировать свои представления об идеале в более общем плане — идеальный верующий, идеальный мужчина, идеальная женщина — всегда выглядят искусственно и сухо. Да и выстроить библейский образец для подражания в данном случае весьма непросто. Женщины, которых мы встречаем на страницах Священного Писания, такие разные! Есть в Библии одна глава, где прямо говорится о качествах идеальной жены, — это 31-я глава Книги притчей. Но и этот текст едва ли проясняет ситуацию с идеалом. Как-то не очень вписывается в нашу культуру жена, которая, «как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой» (Притч 31:14). Тем более что о муже здесь сказано только то, что он «известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли» (Притч 31:23).
Итак, наши попытки представить себе идеальную женщину обречены на неудачу. И в этом есть смысл! Мы никогда не видели ту, о которой читаем в «Песни песней». Мы не можем сказать, на кого она была похожа, какой у нее был голос, какие глаза. Мы ничего не знаем ни о ее жизненных предпочтениях, ни о темпераменте. Зато мы знаем, что Бог подарил автору «Песни» ту, которая соответствовала ему, и одновременно подарил его ей.
Наверное, ни один мужчина не избежал того, чтобы нарисовать в своем воображении ту, которая, по его мнению, «соответствует» ему. Этот эталон мы можем носить у себя в душе многие годы, а когда встречаем свою любовь, то вдруг осознаем, что она совсем не похожа на выдуманный идеал. Причем это может касаться как внешних характеристик (цвет волос, глаз, рост), так и черт характера. И как потом мы понимаем, реальная возлюбленная, данная нам Богом, лучше того в общем-то стандартного образа, который, как казалось, соответствует нам.
Является ли моя возлюбленная идеальной женщиной? Вероятно, нет. И все же это именно она — «блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знаменами…» (Песн 6:10). Она самый лучший дар от Бога. Хотел бы я, чтобы она была абсолютным идеалом женщины? Той, которую можно было бы объективно назвать самой мудрой, самой благочестивой, лишенной всяких слабостей и обладающей безупречным вкусом? Конечно нет. Ведь тогда бы у меня не было ни единого шанса.
Опубликовано в журнале "Решение" №15, 2006.