Во время работы над статьей об альпинизме мне пришлось много общаться с самими альпинистами. Меня всегда интересовала мотивация людей, которые покоряют горные вершины, часто с риском для жизни. Говорят недалеко от одной из вершин расположено кладбище, которое между собой спортсмены называют «кладбищем амбиций». Но только ли амбиции толкают людей в такие опасные восхождения?
В последние годы все больше становится сторонников экстремальных видов спорта. Да и самих видов спортивного экстрима становится все больше и больше: бейсджампинг, бангиджампинг, дайвинг, скайдайвинг, лыжный экстрим, сноубординг, глайдинг, маунтинбайкинг, серфинг, виндсерфинг. И это далеко не полный список.
В декабре прошлого года на экраны вышел фильм «На гребне волны». Герои этой картины с увлечением пробуют жизнь «на излом». Спортсмен-экстремал по прозвищу Юта во время исполнения одного из головокружительных трюков оказывается неспособен помочь своему лучшему другу – тот срывается со скалы и погибает. Завязавший с адреналиновыми прыжками молодой человек, движимый чувством вины, отправляется учиться в академию ФБР, но и там прошлое не отпускает Юту. Эксперты бюро связывают воедино несколько дерзких налетов, произошедших в трех разных частях света, произвели их преступники, абсолютно лишенные страха. Юта просчитывает, каким должен оказаться следующий «подвиг» экстремалов, и отправляется проверить свою догадку. Молодой агент не только верно предсказывает место появления банды, которой руководит бескомпромиссный и харизматичный лидер Бодхи, но и умудряется стать ее частью, однако понимание истинных целей команды экстремалов заставляет Юту усомниться в правильности собственных поступков.
«На гребне волны» - это ремейк фильма режиссера Кэтрин Бигелоу 1991 года с Патриком Суэйзи и Киану Ривзом в главных ролях. Оригинальный фильм с его энергетикой, пропитанной духом бунтарства и адреналиновым напряжением для многих стал неотъемлемым атрибутом эпохи мятежных 1990-х. Именно поэтому новый ремейк вызвал столько критики со стороны поклонников «канонического» оригинала. Однако же новый фильм, как бы это не парадоксально, во многих моментах глубже и серьезнее своего предшественника. Потому что он поднимает совершенно иной пласт проблем современного человека.
Безусловно фильм снят с учетом растущей популярности движения «экологического евангелия» - человек разрушает окружающий мир, и мы (в данном случае создатели фильма) должны обратить на это внимание. Философия пантеизма находит все больше сторонников среди голливудских режиссеров. Взять хотя бы последнюю экранизацию библейской истории о Ное режиссера Даррена Аронофски - в центре фильма не взаимоотношения человека и Бога, а разрушение человеком творения, и именно за это Бог, по мнению режиссера, наказал людей всемирным потопом. И все же экологическая проблема в фильме «На гребне волны» довольно быстро уходит на второй план, когда на первый план выходит противостояние двух героев.
Центром картины, его идейным миром, становится страх перед смертью. Герои картины словно специально бросают вызов смерти, много раз повторяя, что человеческая жизнь должна иметь какой-то высший смысл. «Дело не в том, чтобы рисковать жизнью в личных целях, а в том, чтобы стать частью чего-то более великого, чем мы сами», - говорит Бодхи Юте. Этим великим, по его мнению, и является природа, уничтожаемая человеком.
В новом фильме, помимо захватывающих сцен, есть смысл в преступлениях главных героев, есть у них и жизненная философия людей с иным мировоззрением и отношением к миру, к системе. Им чужда и противна пустая жизнь, им по душе яркая, экстремальная, отрывающая их от земли во всех смыслах, пусть и короткая. И вот это как раз и самое главное в фильме. Герои словно ходят на гранях пустоты, пытаясь заполнить смыслом изначальный духовный вакуум. По сути они просто придумают смысл своей жизни. Своими экстремальными подвигами они словно пытаются победить смерть, постоянно бросая ей вызов, но становятся лишь адреналиновыми наркоманами. Новые самураи не носят мечей на поясе, они просто бегут от самих себя, бросаясь на многометровые волны, съезжая по крутым склонам, ходя по краю жизни и смерти, они пытаются победить страх. Но именно этот страх и пропитывает всю их борьбу. Страх и чувство вины.
Сегодня много говорят и пишут о страхе. Психологи его считают базовой человеческой эмоцией, биологическим механизмом. Страх нужен человеку. Биологическое предназначение страха в том, чтобы ограждать человека от риска, и помогать избавиться от опасности. Полноценное существование человека связано с переживанием огромного количества эмоций и чувств, и в частности эмоцией страха. Но, страх длительный и сильный страх -это негативные эмоции, негативные проявления в организме, ведущие к серьезным психическим и даже физиологическим заболеваниям.
Эмоции – эта одна из форм оценки, познания и отражения мира окружающего человека. Эмоции, чувства, и ощущения очень тесно связаны между собой, определение их часто не имеет четких границ. Поэтому эмоции часто называют чувствами. Суть страха состоит в том, что человек боится и не лезет на рожон, т.е. он избавляет его от риска, а значит от преждевременной гибели, травм, травмирующих душу событий.
Существуют внешние и внутренние проявления страха, внешние это то, как человек выглядит, а внутренние, это физиологические процессы, которые происходят в организме. Именно из за этих процессов, его и называют негативной эмоцией, поскольку он влияет на весь организм, усиливается сердцебиение и пульс, соответственно увеличивается давление (иногда наоборот), усиливается потоотделение, меняется состав крови: выделяются гормоны, в частности адреналин, который в мышцах перерабатывается в энергию.
Функционально он необходим для дальнейшего благополучного социального и биологического существования человека, он предупреждает его о предстоящей опасности, сосредотачивает внимание на ее источнике. Страх есть у всех, и храбрость состоит не в том, чтобы не испытывать страха, а в том, чтобы его преодолеть.
Каждый страх для чего- то нужен, он возник не просто так, страх высоты оберегает от падения с балкона, или горы, страх обжечься (боли) не подходить близко к огню, и соответственно оберегает от травм, и может быть летального исхода. Страх публичных выступлений принуждает тщательно готовиться к выступлениям, проходить курсы риторики, он может быть инструментом духовного роста, когда ты понимаешь и принимаешь свою ограниченность, учишься принимать и смиряться.
Важная идея в фильме состоит в том, что герои не преодолевают свои страхи, они их игнорируют и подавляют. Важно уметь преодолевать свои страхи, что также может быть для нас особой духовной практикой. Если этому не научится, то любой духовный и внутренний рост невозможен: вы не делаете докладов, презентаций, вам их и не поручают, ведь вы не можете преодолеть страх, можно тихо сидеть в уголке и ничего не делать.
И опять мы возвращаемся к вопросу: зачем? Действительно зачем бежать от себя на гребни гор, вызывать на состязание многометровые волны, если на самом деле это обычное бегство. Никакие лавры супергероя и короля экстремального видеоблогинга не заполнят пустоты внутри себя и не исцелят чувство вины, которое изнуряет твою душу. И в этом мне кажется самая главная проблема философии экстремалов.
Любая зависимость — будь то химическая или психологическая — стоит на фундаменте бегства от боли и страха реальности. И как тебя не убеждают, что эти чувства можно подавить тем или иным видом «искупления», на самом деле это лишь красивый обман. Мы виноваты не перед творением, которое становится лишь жертвой деструктивного действия греха, а перед Творцом. И уничтожающее чувство вины, страх перед будущим, ощущение бесцельности — результат разрушенной грехом жизни.
Настоящее искупление происходит тогда, когда мы набираемся мужества признать свою вину перед Богом и понять, что только Бог может заполнит ту пустоту, которую мы ощущаем внутри, Он исцеляет нашу боль. И мы не нуждаемся уже в танцах на гранях пустоты.