анонсы статьи
новости
27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском

31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»

14.8.2024
Издана брошюра, в которой изложена позиция Ватикана по вопросам эвтаназии и суицида
Об открытии и откровении

Сергей Худиев, Москва

“Мне больше не интересны догматы. Претензия на то, что божественную реальность можно познать и описать в словах, кажется мне столь же несостоятельной, как если бы инфузория-туфелька попыталась понять меня и описать с помощью движений ресничками” - написал один человек в сети, и многие его одобрили. Это довольно популярный ход рассуждений, начиная с притчи о слоне, в которой три слепца ощупывают слона, и выдают совсем разные описания - один говорит, что слон похож на колонну (от ощупал ногу), другой - на веревку (он ощупал хвост), третий - на лиану (он ощупал хобот).

В самом деле, наши слова умолкают перед лицом божественной тайны, все, что мы пытаемся сказать кажется таким мелким, таким нестоящим, таким неадекватным... Остается либо вообще молчать, либо признавать, что у людей может быть очень много разных способов и попыток говорить о Невыразимом.

Что же, в некоторых восточных религиях такой подход на своем месте; однако применять его к христианству - ошибка. Дело в том, что христианство - это религия Откровения. Не мы исследуем Бога, как слепые - слона, или космонавты - чужую планету. Дело обстоит ровно наоборот - Бог открывается нам. Он является активным действующим лицом. Он заговаривает с нами, спускается, снисходит. Мы узнаем Бога не благодаря открытию, которое совершаем мы; а благодаря откровению, которое совершает Он.

Он посылает Пророков, вдохновляет псалмопевцев, наконец, Он сам нисходит на Землю в Лице Иисуса Христа.

Образ восхождения на гору популярен во многих великих духовных традициях - но образ, преобладающий в Писании, это не образ восхождения человека, но нисхождения Бога. Бог заговаривает с людьми, открывается им, устанавливает с ними отношения, терпеливо возится, долго вдалбливает им элементарные вещи. Бог говорит на человеческом языке. Языке, который люди в состоянии понять - это немного похоже на профессора, который намеренно упрощает свою речь, обращаясь к маленьким детям.

И вот благодаря этому мы вполне можем нечто знать о Боге - и знать достоверно. Мы не можем описать божественную реальность в словах, это верно. Но сама эта Реальность может обратиться к нам со Своим словом - и вот это слово мы можем понять и принять.

Догматы - это то, что народ Божий, Церковь, поняла о Боге из Его откровения. И они очень важны, потому что это истина, которую нам открыл наш великий и бесконечно таинственный Бог - чтобы мы приняли ее и жили ей.
Рождественская лестница. Добро пожаловать в Адвент!

Бог — это «небесный тиран»?

Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса

О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая

Зачем читать сегодня «Божественную комедию» Данте?

Туринская Плащаница — все таки, времена Иисуса

Несколько добрых слов. О повести Ричарда Форда
  Следующие 20 >>