анонсы статьи
новости
27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском

31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»

14.8.2024
Издана брошюра, в которой изложена позиция Ватикана по вопросам эвтаназии и суицида
Может ли природа быть креативной?

Сергей Худиев, Москва

В социальной сети инстаграм я подписан на “Планетарное общество”. Это научно популярный ресурс, на котором появляются фотографии звезд и планет и цитаты ученых, которые должны раскрыть людям глаза на красоту вселенной и пробудить в них интерес к астрономии.

Астрономия привлекала меня с самого раннего детства. Я с огромным интересом читал научно-популярные книги, которые издавались в Советском Союзе. Иногда я с ностальгическим чувством просматриваю их в интернете. В этих книгах было много доброго и полезного, а главное - они пробуждали интерес к звездам, к этой непостижимо огромной, загадочной и прекрасной вселенной, которая нас окружает. Но был в них и другой обязательный элемент - нападки на религию, которая исчезает, и вскоре окончательно исчезнет, под натиском науки.

Это не исключительно советский феномен - один из его основателей “планетарного общества”, Карл Саган - американский астроном и популяризатор науки, был решительным атеистом.

Однако, читая инстаграм “Планетарного общества”, можно обнаружить (как это ни покажется странным) благочестивые мысли, высказанные, по-видимому, неверующими людьми. Например, профессор Сара Херст из университета Джона Хопкиса говорит: “Одна из самых важных вещей, которые узнаешь как исследователь планет - это то, что природа гораздо более креативна, чем мы в состоянии вообразить”.

Мысли и чувства ученого понятны. Действительно, чем больше мы вглядываемся в природу, тем больше креативности, изобретательности, творчества, художественной гениальности мы видим. Ученый, который проникает в тайны природы, глубже, чем мы, видит еще больше и сообщает нам об этом тоном благоговейного восхищения.

Собственно, инстаграм не годится для чтения лекций. Картинки с короткими надписями могут передавать только это чувство изумления и восхищения, которое, как отмечал еще Эйнштейн, стоит за научным поиском. Но какой смысл эти чувства (и само понятие “креативности природы”) может иметь в атеистической картине мира? Как “природа”, то есть материя, движущаяся по неизменным законам, в принципе лишенная воли и разума, вообще может быть креативной? Креативность - это свойство личности, а не природы.

И какой смысл может иметь наше чувство восхищения этой креативностью? Прослушав лекцию по химии, я как-то изумился тому, насколько невероятно гениальным изобретением является атом углерода, благодаря которому существует жизнь. Но если правы атеисты, то это мое переживание является чистой иллюзией - атом углерода никто не изобретал, за ним нет никакого гениального замысла, которым мне следовало бы восхититься. Любое творчество в мироздании является, в рамках атеизма, иллюзией - за отсутствием Творца.

Меня призывают изумиться и восхититься творением, оценить его как достойное восхищения и благоговения, увидеть в нем непостижимо глубокую креативность - но в то же время стоять на том, что во вселенной нет “ни добра, ни зла, ни цели, ни замысла”. От меня ожидается, что я оценю великое художественное творение - отрицая при этом Художника. Но это было бы и логическим, и эмоциональным противоречием. Лучше я сразу признаю очевидное - “Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь” (Пс.18:2).
Рождественская лестница. Добро пожаловать в Адвент!

Бог — это «небесный тиран»?

Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса

О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая

Зачем читать сегодня «Божественную комедию» Данте?

Туринская Плащаница — все таки, времена Иисуса

Несколько добрых слов. О повести Ричарда Форда
  Следующие 20 >>