анонсы статьи
новости
15.4.2024
В Исаакиевском соборе представили резную икону Божией Матери для незрячих

12.4.2024
Научная конференция в Санкт-Петербургском христианском университете

10.4.2024
СПбГУ запустил бакалавриат по «христианской теологии» с бюджетными местами

9.4.2024
Ситуация в Республике Гаити, охваченной бунтами, быстро ухудшается, начинаются погромы церквей

4.4.2024
Церковь в индийском штате Керала требует от властей защиты от слонов и тигров

2.4.2024
Началась регистрация на Всероссийскую конференцию служителей РС ЕХБ в июне 2024-го года

28.3.2024
Британские христиане оправданы после ареста за проповеди о гомосексуализме

26.3.2024
День открытых дверей в СПХУ

26.3.2024
Научная конференция «Актуальные вопросы евангелического (протестантского) вероисповедания»

14.3.2024
В Ливане состоялось освящение храма для русской православной общины
Простые сложные книги (к 50-летию со дня cмерти К.С. Льюиса)

Михаил Неволин, Санкт-Петербург

Клайв Стейплз Льюис
Клайв Стейплз Льюис
Смерть К.С. Льюиса совпала по времени с трагической гибелью американского президента Джона Кеннеди. 22 ноября 1963 года всё внимание общественности было приковано к трагедии в Далласе. Сегодня, когда прошло ровно полвека с этого скорбного дня, вновь в основном пишут и говорят о гибели известного политика. Оно и понятно. Во-первых, это был Президент одной из самых влиятельных стран в мире. Во-вторых, это была не просто смерть, а убийство, совершённое на глазах многочисленных очевидцев. В то же время, хочется вспомнить сегодня и великого британского литератора, умершего в этот же день.

Почему люди читают и перечитывают Льюиса? Почему его книги, созданные в самых разных жанрах, востребованы и христианами, и теми, кто таковыми себя не считает? Я думаю есть три причины, которые привлекают читателей к творчеству этого автора.

Первая причина - это умение рассказывать. Причём это касается не только его художественных произведений. Он умел просто рассказывать о том, во что он верит, как понимает тот или иной вопрос. Сегодня и в мире, и в нашей стране очень много различных апологетических обществ и центров. Издаётся много книжек и буклетов. Иногда апологетическая активность больше напоминает не столько защиту своих убеждений, сколько нападение. Нападение на инакомыслие, на иные конфессии, на неправильное понимание какой-либо доктрины. Это не столько рассказчики, сколько воины, стоящие на дозоре и пытающиеся в самом зародыше истребить всякую ересь. Профессиональным взглядом сыщика они стараются отыскать подозрительные учения в церквях, книгах, фильмах и т.д. Вероятно, такая апологетика тоже нужна, но вот спокойного повествовательного рассказа и рассуждения о своей вере, которое мы так любим у Льюиса, сегодняшним апологетам частенько не хватает.

Вторая причина - это умение Льюиса подняться над деноминационными особенностями того или иного направления в христианстве. В начале своего произведения "Просто христианство", Льюис пишет о том, что ведёт разговор о "сущности христианства", которую он сравнивает с залом, где есть двери, ведущие в разные комнаты. Автор пишет, что его задача привести человека в этот зал, а вот когда и в какую из комнат далее войдёт читатель - не его задача. При этом он отмечает, что в зале кто-то может задержаться надолго, кто-то сразу определит нужную комнату, но в любом случае даже худшая из комнат лучше подходит для жилья, чем зал, предназначенный для временного пребывания.

Подобного надденоминационного подхода в христианской литературе сегодня не хватает. Многим он даже видится потенциально опасным. Очень уж велик соблазн всё-таки привести не только в "зал", но и сразу затолкать читателя в нужную "комнату", популярно объяснив, что все остальные двери ведут в пропасть, поэтому, туда не надо даже и пытаться заглядывать. Наверное с точки зрения некоторых представителей конкретной деноминации это правильно, но вот только читателей такие книжки находят, как правило, лишь среди обитателей этой самой "комнаты".

Третья причина - это честность автора. Льюис в отличие от многих авторов-христиан, не боится признаться, что он что-то не понимает. Для него нет закрытых или неудобных тем. Он не пытается идеализировать церковь или христиан. Льюис не стесняется говорить о том, что необращённые люди вовсе не обязательно оказываются менее моральными, чем христиане. Он не приемлет так называемого христианского ханжества и лицемерия и пишет, например, такие вещи: "Когда мы хотим помириться с родственниками, другом, возлюбленной и слышим: "Я тебя прощаю по-христиански", - всякому ясно, что ссора продолжается".

Льюис не пытается притворяться, что став христианином, человек получает ответы на все вопросы и никакие беды ему уже не страшны. Читая, например, "Боль утраты", мы видим предельно откровенный рассказ о том, как тяжело переживаешь потерю близкого человека, которого не могут утешить шаблонные дежурные фразы и даже библейские цитаты: "Очень трудно выносить тех, которые говорят: "Смерти нет" или "Смерть не имеет значения", Смерть есть, и она имеет значение, и её последствия неизбежны и непоправимы". Льюис честно пишет о том, как трудно молиться после потери любимого человека: "Почему все мои молитвы застревают в горле и все надежды кажутся тщетными — потому что я всё ещё прекрасно помню, как мы с ней страстно молились и напрасно надеялись. Надеялись не только потому что мы хотели надеяться, но и потому что нам давали, даже навязывали надежду: ошибочными диагнозами, рентгеновскими снимками, внезапными улучшениями состояния, которые воспринимались как чудо".

Клайв Стейплз Льюис - из числа тех авторов, книги которых хочется читать и перечитывать. Кого-то больше привлекают его сказки, кого-то - эссе, а кто-то предпочитает фантастику. Его книги можно назвать и очень лёгкими, и очень сложными. Доступным языком, просто и понятно он умел говорить об очень непростых и важных вещах.
О Дальнем Востоке, Евангелии и фазанах

Как я смогу радоваться в раю, если мои близкие окажутся в аду?

Мокрый храм

Является ли концепция прав человека христианской?

Добродетель незлобия

Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?

О знамениях с неба

Почему Бог не сделает как я хочу?

Божий мир выглядит по-другому

Иллюзия справедливого мира

О разнице между загадкой и тайной

Еще раз о евангельских «противоречиях»

Необъективность неверия

«Какой из Рождественских праздников, которые были в вашей жизни запомнился вам больше всего?» С Таким вопросом мы обратились к нашим слушателям и читателям. Некоторые ответы публикуем.
  Следующие 20 >>