анонсы статьи
новости
31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»

14.8.2024
Издана брошюра, в которой изложена позиция Ватикана по вопросам эвтаназии и суицида

25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов
Время собирать?

Михаил Неволин, Санкт-Петербург

Протестантские церкви в сегодняшней России представлены не так обширно, как те конфессии, которые принято именовать традиционными. Тем не менее, без них трудно охватить полную религиозную картину страны. Протестантизм - слишком широкое понятие и до сих пор периодически возникают споры - кого можно причислять к протестантам, а кого нет. Одним из сегментов российского протестантизма являются те, кого можно отнести к российским евангельским христианам и баптистам.

История евангельского движения в России, конечно, короче, чем в Европе. В то же время, возникновение евангельского христианства в нашей стране имело свои уникальные особенности. Связано это с тем, что "точек роста" было несколько и, соответственно, сказывалось влияние разных составляющих. Так, например, русские баптистские общины на Кавказе создавались при активном участии Никиты Воронина, выходца из молокан. Баптистские общины на Украине возникли во многом, благодаря влиянию немцев-меннонитов, живших там со времён Екатерины II. Движение евангельских христиан на северо-западе страны - тесно связано с деятельностью в Петербурге английского лорда Редстока, который принадлежал англиканской церкви. В последствие его дело продолжил Иван Проханов.

Можно сказать, что история евангельских христиан и баптистов в России знала разные периоды. Были времена, когда два Союза шли навстречу друг к другу и предпринимались попытки объединиться. Были и очень непростые в плане взаимоотношений периоды (начало 30-х годов 20 века), когда друг другу выдвигались взаимные обвинения. Пережили церкви и времена преследований.

В 1944 году в Москве на Съезде был создан ВСЕХ и Б. А в 1946 году союз "и", стоящий в аббревиатуре, был исключён.

На протяжении всего последующего советского периода все "евангелики" состояли в одном Союзе - ВСЕХБ, хотя, разумеется, были в то время и альтернативные нелегальные общины евангельского-баптистского направления.

В постперестроечное время появились новые возможности. Советский Союз прекратил своё существование. На смену ВСЕХБ в России пришёл РСЕХБ. Вместе с тем стали создаваться и другие Союзы, стоящие на платформе евангельско-баптистского исповедания. Сюда можно отнести, например, Российскую ассоциацию независимых евангельских церквей (РАНЕЦ), Союз церквей евангельских христиан (СЦЕХ) и некоторые другие.

Догматический различий между существующими сегодня деноминациями евангельской и баптистской направленности нет. Тем не менее отношения между ними не всегда гладкие. Разумеется между представителями разных Союзов есть разные мнения по отношению к целому ряду вопросов, но разброс мнений и разномыслие ничуть не больше, чем внутри каждого из Союзов.

В последнее время наметились тенденции на сближение и большее взаимодействие между союзами, но всё равно остаётся и некоторая настороженность. На мой взгляд есть три основных причины, препятствующие установлению более тесных отношений между деноминациями евангельско-баптистского направления.

Первую причину можно назвать в определённой степени персональной или личной. Суть её в том, что когда появилась возможность открывать новые церкви, регистрировать новые Союзы, то делали это в первую очередь выходцы из ВСЕХБ или РСЕХБ. Это приводило иногда к взаимному недопониманию позиций друг друга и даже к личным обидам. С одной стороны нередко звучали обвинения в переманивании верующих из одной деноминации в другую, с другой - в нежелании меняться и реформироваться. Время шло, многое сглаживалось, позиции сближались, но, как говорится "осадочек остался".

Вторая причина более общая и вызвана нашим менталитетом. Она никак не связана с историей евангельского движения. К сожалению, мы, россияне (сюда можно добавить и ещё ряд славянских стран) не очень умеем находить компромиссы и взаимодействовать друг с другом. Речь в данном случае идёт не о принципиальных догматических вопросах, а о тех, по которым вполне можно договариваться. У нас не очень хорошо получается работать и двигаться вперёд, когда есть разномыслие по ряду вопросов. Надо признаться, что переговоры, поиск компромиссов, работа в команде - не самые наши сильные стороны. Выработался определённый неверный стереотип - если я сумел "продавить" мою точку зрения, то это хорошо, если пришлось идти хоть на какие-то уступки - это всегда плохо. На самом же деле во главу угла любого сотрудничества и совместной работы должно быть поставлено не выяснение "кто кого переиграл", а удалось ли достичь удовлетворяющих все стороны результатов? Во многих случаях на переговорах невозможна победа одной стороны - либо выигрывают все, либо все терпят неудачу.

Третья причина заключается в том, что в случае движения навстречу друг другу, активизации совместных усилий, обычно невольно возникает вопрос - а кто будет главным? Под чьей "крышей" (прошу прощение за выражение) всё это должно происходить? В таких случаях часто возникает синдром старшего и младшего брата, мешающий плодотворному сотрудничеству.

Процент евангельских верующих в России не велик. Возможно сегодня уже можно сказать, что настало время переходить к более тесному взаимодействию друг с другом. Оставить обиды, если они есть. Учиться работать сообща. Учиться в том числе и друг у друга. Это возможно и достижимо, если во главу угла будут ставится задачи, от решения которых выигрывать будут все евангельские деноминации и общество в целом. Есть время камни разбрасывать, но обязательно должно наступать и время их собирать.
Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса

О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая

Зачем читать сегодня «Божественную комедию» Данте?

Туринская Плащаница — все таки, времена Иисуса

Несколько добрых слов. О повести Ричарда Форда

Мы увидим Его славу

Где же инопланетяне?
  Следующие 20 >>