анонсы статьи
новости
15.4.2024
В Исаакиевском соборе представили резную икону Божией Матери для незрячих

12.4.2024
Научная конференция в Санкт-Петербургском христианском университете

10.4.2024
СПбГУ запустил бакалавриат по «христианской теологии» с бюджетными местами

9.4.2024
Ситуация в Республике Гаити, охваченной бунтами, быстро ухудшается, начинаются погромы церквей

4.4.2024
Церковь в индийском штате Керала требует от властей защиты от слонов и тигров

2.4.2024
Началась регистрация на Всероссийскую конференцию служителей РС ЕХБ в июне 2024-го года

28.3.2024
Британские христиане оправданы после ареста за проповеди о гомосексуализме

26.3.2024
День открытых дверей в СПХУ

26.3.2024
Научная конференция «Актуальные вопросы евангелического (протестантского) вероисповедания»

14.3.2024
В Ливане состоялось освящение храма для русской православной общины
Христианство в культуре или культура в христианстве

Антон Лебедев, Саранск

Полнота взаимоотношений культуры (в широком смысле, как совокупного продукта – материального и нематериального – человеческой деятельности) и христианства очень трудно поддается описанию. Связано это с широтой этих двух рассматриваемых явлений, особенно это касается культуры, которая несет на себе отпечаток как Божественного образа, так и человеческой греховности, как возвышенных небесных чувств, так и самых низменных глубин сознания. Попыток как-то классифицировать основные концепции взаимоотношения христианства и культуры было предпринято немало. Лично мне близка типология Ричарда Нибура, где автор выделяет несколько видов таких отношений: «Христос против культуры», «Христос – часть культуры», «Христос – над культурой», «Христос преобразует культуру» и другие.

Очевидно, что каждая из перечисленных концепций заслуживает внимания и ставит немало вопросов. Как Христос может быть против культуры, если Сам Он разговаривал на определенном языке и жил в конкретном культурно-историческом контексте? С другой стороны, как христиане могут избегать греха (так или иначе присутствующего в культуре), при этом являясь ясно читаемым письмом Христовым? Нужно ли церкви создавать собственную культуру, максимально отличную от окружающего мира, или необходимо во всем уподобиться современным веяниям? Как наше отношение к действительности может преобразовать мир?

Оставив пока эти вопросы без ответа, зададимся еще одним – собственно говоря, что на что влияет? «Христос на культуру, - скажут хором верующие, - ну или, по крайней мере, так должно быть». Но так ли это на практике? Думаю, речь идет о взаимопроникновении, я бы даже сказал симбиозе. И это проявляется не только на современном этапе истории Церкви, но и было явно даже в Ветхом Завете. Господь дает народу Своему завет и священство, обряд и место поклонения, жертвы и праздники. При этом сами по себе эти явления не были уникальными среди окружающих Израиль народов, которые должны были созерцать Божью славу – Господь обращался к людям и устанавливал систему поклонения, снисходя к нашей слабости, забывчивости, непониманию. В конце концов, Иисус Христос стал Человеком, а значит в Своей человеческой природе воспринял и культурное начало, будучи взращен и воспитан в определенной местности родителями и сверстниками, которые, как ни крути, также являлись носителями определенной культуры. Богу было угодно, чтобы Спаситель и Мессия пришел именно через определенный народ в определенный момент, когда «настала полнота времени». А значит, Бог использует все средства, все Свое творения, все нужные культурные и исторические элементы, чтобы совершился предвечный замысел спасения. Так что прежде чем сказать, что культура (не путать с греховным миром – похотью плоти, похотью очей и гордостью житейской) никак не должна влиять на веру, задумаемся – не поспешны ли наши выводы? Ведь никто из нас не может быть свободен от культуры, и даже Новый Иерусалим и Царство Небесное во всем свое великолепии – место со своей культурой, куда ходящие во свете народы приносят славу, приумножая ее в вечности.

Так что в идеале должен быть двухсторонний процесс. Когда в том числе посредством угодной Богу культуры мы возносимся к небесам. А оттуда приносим частичку небесного в наш мир, выражая Господни совершенства… опять же, через культуру. Но уже преображенную, сияющую новыми красками Божьей красоты.
О Дальнем Востоке, Евангелии и фазанах

Как я смогу радоваться в раю, если мои близкие окажутся в аду?

Мокрый храм

Является ли концепция прав человека христианской?

Добродетель незлобия

Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?

О знамениях с неба

Почему Бог не сделает как я хочу?

Божий мир выглядит по-другому

Иллюзия справедливого мира

О разнице между загадкой и тайной

Еще раз о евангельских «противоречиях»

Необъективность неверия

«Какой из Рождественских праздников, которые были в вашей жизни запомнился вам больше всего?» С Таким вопросом мы обратились к нашим слушателям и читателям. Некоторые ответы публикуем.
  Следующие 20 >>