анонсы статьи
новости
25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов

17.7.2024
"Семья в фокусе"

13.7.2024
Евангельские группы присоединяются к осуждению экспертом ООН проституции как системы насилия и эксплуатации после ужасающего доклада

1.7.2024
Хоули призывает «снять транс-флаг» с федеральных зданий, заставить христианских руководителей поставить «Америку на первое место»

24.6.2024
Раскрыты подробности нападения на православный храм в Дербенте

19.6.2024
Стали известны темы, обсуждавшиеся на встрече папы Франциска с президентом Байденом

13.6.2024
В Санкт-Петербурге проходит Всероссийская конференция служителей Российского союза евангельских христиан баптистов

10.6.2024
Прощание с Р.Л. Носач

8.6.2024
Саммит Глав Протестантских Церквей России

6.6.2024
Эффективность и справедливость: христианский взгляд на социально-экономическое развитие
О печальных анекдотических случаях

Сергей худиев, Москва

Я подписан на несколько атеистических сообществ и постоянно вижу, как их участники допускают одну и ту же научную ошибку. Они приводят те или иные нелепые, смешные или возмутительные случаи с религиозными людьми — какой-то пастор запретил делать прививки и его община заболела корью, из какой-то бедной девушки «изгоняли бесов» в то время, как она просто нуждалась в медицинской помощи и т.д. Подобные случаи выдвигают в качестве аргумента против религии вообще.

Это ошибка, которую люди, интересующиеся наукой, должны были бы видеть сразу. То, что они предъявляют — это, с точки зрения научной методологии, «анекдотические случаи». Анекдотические — не значит смешные, значит отдельные, единичные, которые не позволяют делать обобщающих выводов.

Например, вспомним так называемое дело Энрон. Энрон - одна из крупнейших американских корпораций в области энергетики, обанкротившаяся в 2001 году в связи с тем, что ее руководство обвинили в фальсификации отчетности. Любимой книгой руководителя компании, Джеффри Скиллинга, приговоренного к 14 годам тюрьмы, был «Эгоистичный ген» Ричарда Докинза. Скиллинг полагал, что люди по природе эгоистичны и их единственные мотивы - это жадность и страх. Исходя из своего понимания человеческой природы, Скиллинг установил в компании систему управления которая поощряла яростную внутреннюю конкуренцию. В конечном итоге она рухнула.

Значит ли это, что чтение книг Докинза превращает людей в бессовестных мошенников? Было бы совершенно нечестно утверждать это на основании единичного случая с Джеффри Скиллоингом.

Другой случай. Молодой человек по имени Джесси Килгор прочитал книгу Докинза «Бог как иллюзия», утратил веру и совершил самоубийство. Можем ли мы требовать запрета книг Докинза, раз они приводят к таким трагическим последствиям? Это было бы неосновательно - выносить обобщающие суждения на основании единичного случая, каким бы трагичным он бы ни был.

Мы можем найти какие-то яркие, бьющие по нервами случаи, чтобы поддержать любой тезис - но это будет пропагандой, а не научным анализом. Для анализа нам понадобилась бы статистика - сколько поклонников Докинза являются, например, мошенниками? Выше ли их число, чем в контрольной группе, которая Докинза не читала? Пока такой статистики у нас нет, говорить о растлевающем влиянии «эгоистического гена» на нравы публики нет оснований. Точно также нет оснований говорить что-либо о религии на основании каких-то ярких, но единичных случаев. Они хороши для пропаганды, но не для серьезного анализа.
Три подтверждения пустой гробницы

Стоит ли откладывать покаяние?

В Евангелии нет статистики

Искупление придумал Павел?

Новый Завет и буддизм, а есть ли сходство?

Утешитель предателей

Зло — не снаружи

О пользе моногамии

Служители и остальные

Библия — снаружи я или внутри?

Внутренняя радость

(Не)справедливость искупления

Бог - не следящая камера

Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб
  Следующие 20 >>