анонсы статьи
новости
24.1.2025
Молитва о единстве христиан

1.1.2025
В Пакистане арестовали по стандартному обвинению в богохульстве христианку, мать двоих детей

16.12.2024
Папа Римский призвал к рождественскому перемирию в мире

8.12.2024
Форум по профилактике экстремизма

27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском

31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде
О печальных анекдотических случаях

Сергей худиев, Москва

Я подписан на несколько атеистических сообществ и постоянно вижу, как их участники допускают одну и ту же научную ошибку. Они приводят те или иные нелепые, смешные или возмутительные случаи с религиозными людьми — какой-то пастор запретил делать прививки и его община заболела корью, из какой-то бедной девушки «изгоняли бесов» в то время, как она просто нуждалась в медицинской помощи и т.д. Подобные случаи выдвигают в качестве аргумента против религии вообще.

Это ошибка, которую люди, интересующиеся наукой, должны были бы видеть сразу. То, что они предъявляют — это, с точки зрения научной методологии, «анекдотические случаи». Анекдотические — не значит смешные, значит отдельные, единичные, которые не позволяют делать обобщающих выводов.

Например, вспомним так называемое дело Энрон. Энрон - одна из крупнейших американских корпораций в области энергетики, обанкротившаяся в 2001 году в связи с тем, что ее руководство обвинили в фальсификации отчетности. Любимой книгой руководителя компании, Джеффри Скиллинга, приговоренного к 14 годам тюрьмы, был «Эгоистичный ген» Ричарда Докинза. Скиллинг полагал, что люди по природе эгоистичны и их единственные мотивы - это жадность и страх. Исходя из своего понимания человеческой природы, Скиллинг установил в компании систему управления которая поощряла яростную внутреннюю конкуренцию. В конечном итоге она рухнула.

Значит ли это, что чтение книг Докинза превращает людей в бессовестных мошенников? Было бы совершенно нечестно утверждать это на основании единичного случая с Джеффри Скиллоингом.

Другой случай. Молодой человек по имени Джесси Килгор прочитал книгу Докинза «Бог как иллюзия», утратил веру и совершил самоубийство. Можем ли мы требовать запрета книг Докинза, раз они приводят к таким трагическим последствиям? Это было бы неосновательно - выносить обобщающие суждения на основании единичного случая, каким бы трагичным он бы ни был.

Мы можем найти какие-то яркие, бьющие по нервами случаи, чтобы поддержать любой тезис - но это будет пропагандой, а не научным анализом. Для анализа нам понадобилась бы статистика - сколько поклонников Докинза являются, например, мошенниками? Выше ли их число, чем в контрольной группе, которая Докинза не читала? Пока такой статистики у нас нет, говорить о растлевающем влиянии «эгоистического гена» на нравы публики нет оснований. Точно также нет оснований говорить что-либо о религии на основании каких-то ярких, но единичных случаев. Они хороши для пропаганды, но не для серьезного анализа.
Ложный страх Божий

Чудеса и сверхсветовые перелеты

Секрет гениальности Баха

Мы можем выбрать веру и надежду

Мы не приняли духа рабства...

Рождественская лестница. Возможность для чуда

Церковь «на самом деле»

Рождественская лестница. Несколько добрых слов

Чувство вины — это не всегда плохо

Рождественская лестница. Пока смертные спят

Новый Завет и Бхагавад-Гита: в чем разница?

Рождественская лестница. Добро пожаловать в Адвент!

Бог — это «небесный тиран»?

Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие
  Следующие 20 >>